мая 18, 2018

Строгановские чтения - 2018

Строгановские чтения - 2018

Международная научная конференция

Материал-технология-форма как универсальная триада в дизайне, архитектуре, изобразительном и декоративном искусстве. 

Организаторы: МГХПА им. С.Г.Строганова, МАРХИ (государственная академия), Национальная Академия Дизайна

18-19 мая 2018 г.

Триада понятий, определяющих смысл и содержание творческой, проектной, художественной деятельности: Материал, технология, форма известна еще со времен античности, возможно в других вариантах. «Польза, прочность, красота» Витрувия, касаются и этой проблемы. Лишь меняются акценты. Польза зависит от материала и формы, прочность - от материала и технологии, красота – от единства формы и материала. И если триада Витрувия обращена к обществу в целом, к гуманитарной культуре, к объяснению смысла утилитарной проектно-художественной деятельности, то триада «Материал-технология-форма» имеет смысл внутрипрофессиональный. Это саморефлекция художников, творцов на ту роль, которую физический, интеллектуальный, воображаемый материал и технологии играют в проектной и художественной деятельности.

 

Особую роль эта триада играла и в истории Строгановской школы, которая в ходе своего исторического развития «обрастала» все новыми и новыми мастерскими, производствами. Именно в Строгановской школе к обучению даже академических дисциплин: рисунка, живописи, скульптуры – подходили с позиций мастерского овладения графических или живописных технологий, технологий формотворчества. Не говоря уже об экспериментах с технологиями и материалами в таких видах декоративного искусства как керамика и стекло, металл и дерево, самоцветы и горячие эмали.

 

Рассмотрение этой триады лишь как материально-физических явлений не позволяет увидеть аналогичные закономерности и в процессе проектной и художественной деятельности в психологическом, культурно-историческом измерении.

 

Что есть материал для рождения проектной, образно-художественной идеи произведения дизайна, архитектуры, изобразительного искусства? Это не только сама преобразуемая субстанция, но это и опыт культуры, проектной и художественной культуры. А в деятельности реставратора это и попытка по крохам восстановить особенности художественных материалов прошлого. По-своему работает со своим дидактическим материалом педагог в области искусства, искусствовед, препарирующий и анализирующий материал художественной культуры, используя методологический аппарат как технологические инструменты и выходя на форму завершенной научно-исследовательской работы.

 

Что есть технология? Это не только способы обработки материала, но и модели этих способов, идеальное представление технологий в проектном и художественном сознании, технологии и последовательность этапов творческой деятельности, интеллектуальные технологии, в конце концов. Но странная вещь: казалось бы эти технологии второго рода невидимы, неосязаемы. Однако именно благодаря непосредственному контакту с мастером, владеющим ими, педагогом – ученик может через работу с реальной физической и визуальной субстанцией, видимым материалом и формами (пусть даже представленными лишь в форме компьютерных моделей и образов), - усвоить законы и методику своей собственной творческой деятельности. Отсюда можно говорить и о технологиях художественно-промышленного образования и о причинах, по которым невозможно перевести на дистанционное обучение все элементы освоения профессиональной проектно-художественной деятельности или мастерства и чутья реставратора.

 

Что есть форма? Это не только видимый результат усилий художника и проектировщика. Это и проектная идея, художественный образ. Если мы обратимся к зрителю или пользователю дизайна, то нельзя не заметить, что форма и идея вещи, система объектов, структура информации и коммуникации задает и тип поведения, использования, эмоциональных реакций. В какой-то мере форма – это идеал, к которому стремится как мастер творящий новую реальность, так и мастер, пытающийся воссоздать реальность прошлого. В сфере искусствоведческого анализа понятия, глоссарии и термины можно также рассматривать как форму и структуру осмысления процессов.

 

Согласно теориям экономистов человечество вступает в 6-ой технологический уклад. Из истории дизайна, архитектуры, декоративного искусства мы знаем, что любые новации в области использования новых материалов творчества, промышленных технологий сказывались и на формально-композиционных результатах. Современный художник, дизайнер нуждается в возможности моделировать, реально физически или хотя бы в виде аналогий и моделей контролировать процесс создания своего продукта. Как освоение новых технологий происходило в прошлом и как это сказывалось на технологии и методике проектной деятельности? Как можно предвидеть, предусмотреть, моделировать технологические возможности будущего? Какова доля традиционных, «низких» технологий, известных с начала истории Человечества в современных продуктах?

 

Приглашаем к обсуждению дизайнеров и архитекторов, художников и искусствоведов, мастеров декоративного искусства, реставраторов, всех тех, кому по роду занятий приходится изобретать, экспериментировать, учить. Всех тех, для кого эти понятия «Материал-технология-форма» наполнены личным содержанием и творческим опытом.

 

Участие в конференции очное и заочное. Просьба в заявке указывать вашу форму участия.На основе присланных материалов будет сверстана программа. Материалы конференции и статьи будут опубликованы. Оплата командировочных расходов иногородних участников конференции осуществляется за счет направляющей стороны.Для участия в конференции и включения в программу и сборник материалов необходимо до 20 апреля 2018 г. включительно представить в оргкомитет:

• заявку на участие в конференции (форма заявки прилагается); 

• материалы для публикации по электронной почте или на электронном носителе; 

Председатель оргкомитета: С.В.Курасов, профессор, и.о. ректора МГХПА им. С.Г.Строганова.

 

Члены оргкомитета: зам. председателя, профессор А.Н.Лаврентьев, и.о. проректора по научной и международной работе МГХПА им. С.Г.Строганова; В.Р.Аронов, профессор, член РАХ, Президент НАД; Г.В.Есаулов, профессор, член РААСН, проректор по научной работе МАРХИ (государственная академия); В.Ф. Зива, профессор, и.о. проректора МГХПА им. С.Г.Строганова; Н.К.Соловьев, профессор, зав. кафедрой История и теория декоративного искусства и дизайна; К.Н.Гаврилин, профессор, зав. кафедрой истории искусства и гуманитарных дисциплин; В.Б.Кошаев, профессор; Н.Н.Ганцева, доцент, зав. Научно-методическим отделом; К.К.Арынов, академик НАД, профессор Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева, Астана, Казахстан; Мария Вич-Космачева, архитектурное бюро Veech&Veech, преподаватель Studio Hadid Vienna в Университете прикладных искусств; секретарь А.В. Сазиков, ведущий специалист научно-методического отдела.

 

Заявка на участие в конференции
Фамилия, имя, отчество_____________________________________________
Ученая степень, звание_____________________________________________
Организация _______________________________________________________
Структурное подразделение (кафедра и т.п.)________________________

Форма участия (очно, заочно) _________________________________________
Адрес (индекс):____________________________________________________
Телефон (код города)_______________________________________________
Факс (код города)__________________________________________________
Е-mail:____________________________________________________________
Автор(ы)___________________________________________________________
Наименование тезисов:______________________________________________ 
Дата заполнения “_____” ___________________200_ г.

Материалы конференции будут опубликованы в тезисах. Требования к тезисам для публикации:Соответствие тематике конференции; Объем – до 5 стр. формата А4; Формат текста: Miсrosoft Word 6 или 7; Шрифт: Times New Roman 14 пт; Поля: левое – 2 см, правое – 2 см; нижнее – 2 см; верхнее – 2 см; Межстрочный интервал – одинарный; Выравнивание по ширине; Отступ первой строки абзаца – 1,0 см; Иллюстрации:Статья может сопровождаться двумя – тремя иллюстрациями. Иллюстрации следует присылать отдельными файлами в формате jpg.

 

Порядок оформления названия и аннотации: автор (Ф.И.О.), место работы и должность, научная степень и ученое звание, название статьи, аннотация на русском и английском языке (2-4 предложения), ключевые слова на русском и английском языке.Список литературы или примечания в конце статьи, ссылки на литературу или примечания в тексте в квадратных скобках тем же кеглем, что и основной текст; 
Почта для приема тезисов Е-mail:Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Сазиков Алексей Владимирович Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Лаврентьев Александр Николаевич
Оргкомитет оставляет за собой право не принимать к публикации материалы не соответствующие заявленной тематике и обозначенным требованиям. В случае заочного участия в конференции материалы для публикации принимаются только при наличии внешней рецензии одного из ведущих специалистов в данной области.

 

Дополнительная информация

Дата начала: Пятница, 18 мая 2018
Дата окончания: Суббота, 19 мая 2018
Госуслуги
Антитеррор
Гранты Президента Российской Федерации
Антикоррупция
Вверх