История музея
Музей декоративно-прикладного и промышленного искусства при МГХПА им. С.Г. Строганова — один из интереснейших и уникальных музеев России, который был основан в 1864 году директором Строгановского училища технического рисования В.И. Бутовским и служил целью «содействовать развитию самобытных художественных способностей в промышленных классах».
Музейная коллекция началась со сбора гипсовых слепков с архитектурных фрагментов и орнаментов с памятников древнерусского зодчества. С этой целью направлялись научные экспедиции в Новгород Великий, Псков, Суздаль, Владимир. Активно собирался графический материал, делалось много зарисовок и копий с древнерусских рукописных книг. Далее начала формироваться коллекция образцов русского декоративного искусства, что во многом объясняется деятельностью Строгановского училища, которое изначально было нацелено на сохранение и развитие богатейших национально-культурных традиций. Впоследствии музейное собрание стало пополняться коллекциями античного, западноевропейского и восточного искусства. Кроме того, в XIX веке для музея Строгановского училища заказывались копии экспонатов из крупнейших музеев Европы.
История музея тесно связана с историей Строгановского училища. После Октябрьской революции на базе Строгановского училища образуются Свободные государственные художественные мастерские (ВХУТЕМАС), которые в 1926 году реорганизуются в Высший Художественно-технический институт — ВХУТЕИН. А в 1930г. ВХУТЕИН был разделен на ряд самостоятельных вузов, в результате чего музейная коллекция расформировывается в крупные музеи страны: — в Государственный исторический музей, Третьяковскую галерею, Государственный музей Восточных культур, Музей керамики, музей народов СССР, Оружейную палату, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
Экспозиция музея состоит из двух залов. Один посвящен истории Строгановского училища, в котором представлены исторические и архивные документы; фотографии мастерских и экспонатов с Международных и Всероссийских выставок начала ХХ века; работы учеников в материале, рисунки, проекты нач. ХХ века, а также лучшие дипломные и курсовые работы последних лет. Наряду с этим в экспозиции представлены работы выдающихся педагогов нашего вуза.
Второй зал отражает этапы развития и стилистические направления декоративно-прикладного искусства России, стран Европы, Азии, Ближнего и Дальнего Востока. А временные границы экспонатов начинаются со II т.до.н.э. и заканчиваются современными работами XXI века.
Керамика и стекло
Гордостью музея является хранящаяся в его фондах уникальная коллекция русского, западноевропейского и дальневосточного фарфора и керамики. Русский фарфор XVIII века представлен произведениями Императорского фарфорового завода и фабрики Гарднера, а также образцами продукции XIX столетия многочисленных частных мануфактур Попова, Батенина, Маркова, братьев Гулиных, Корниловых и крупного «фарфорового монополиста» М. Кузнецова. Музей располагает достаточно обширным собранием русских архитектурных и печных изразцов XVII–XIX веков Москвы, Ярославля, Костромы, Великого Устюга и пр.
Особую часть русского отдела составляет коллекция А.В.Филиппова, пополнившая музейное собрание в 1960 году подлинными работами в керамике М.А.Врубеля, А.Я.Головина (Художественный гончарный завод «Абрамцево»), редкими изделиями московской артели художников-гончаров «Мурава», отдельными интересными образцами первого советского фарфора 1920–1930-х годов, таких авторов, как В.Кандинский, В.Фаворский, М.Лебедева, П.Вычегжанин и других.
Западноевропейский отдел керамики — один из самых полных. В него входят изделия XVIII–XIX веков всемирно известной Майсенской фарфоровой мануфактуры, Венского, Берлинского заводов, Людвигсбурга, Нимфенбурга и, так называемых, «малых» заводов Тюрингии. Севрский фарфор и частные мануфактуры Парижа представлены отдельными, прекрасными образцами XVIII–XIX столетий. В основную экспозицию включены изделия Веджвуда из яшмовой и базальтовой масс, знаменитый фаянс «цвета сливок», а также фарфор других английских предприятий в восточно-колониальном стиле. Фарфор Датской королевской мануфактуры (Копенгаген) с подглазурной росписью солями и выразительной скульптурной пластикой хорошо отражает технологические новшества и эстетические устремления эпохи модерна в керамике рубежа XIX–XX веков.
Восточная коллекция представлена в музее главным образом китайскими и японскими экспортными изделиями XVII–XIX столетий. Она включает большие и малые китайские вазы, блюда и тарелки, пиалы, терины с подглазурным кобальтовым декором или великолепной росписью цветными эмалями в стиле «зеленого» и «розового семейств». Японские произведения — это, прежде всего, нарядные Имари конца XVII–начала XVIII веков и роскошные изделия мастерских Сацума XIX столетия. Наряду с этим, музейное собрание включает художественную керамику почти всех бывших союзных республик (ныне суверенных государств): Украины, Грузии, Армении, Таджикистана, Узбекистана. Эта коллекция — незаменимая в учебном процессе — дает полное представление о традициях гончарного искусства, особенностях национальных керамических школ многих народов.
01. Женский портрет — «камея». Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Франция. Первая четверть XIX в.
02. Сервиз тет-а-тет с вензелем «С». Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Берлин, Королевская фарфоровая мануфактура. Последняя четверть XVIII в
03. Чашка с блюдцем и золотыми вензелями «ЕМ» в медальонах. Автор росписи Кёстнер И. Фарфор, надглазурная роспись, золочение, цировка. Майсенская фарфоровая мануфактура. Россия. Завод Ф. Гарднера. Около 1775 г.
04. Чашка с блюдцем с антикизированным декором. Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Венская фарфоровая мануфактура. 1797 г.
05. Тарелка с полихромной цветочной росписью. Фарфор, крытье, надглазурная роспись, золочение. Россия. Завод А. Попова. Середина XIX в.
06. Изразец печной. Майолика. Россия. XVIII в.
07. А. Филиппов. Вазочка с орнаментом в виде павлиньих перьев. Майолика, кракле, цветные эмали. Россия, Москва. Императорское Строгановское училище. 1903 г.
08. М. Врубель. «Цыганка». Майолика, глазурь восстановительного обжига. Россия, Художественный гончарный завод «Абрамцево». Около 1900 г
09. А. Головин. Жбан «Курица». Майолика, глазурь восстановительного обжига. Россия, Художественный гончарный завод «Абрамцево». Около 1900 г.
Ткани
Собрание тканей в музее МГХПУ состоит из многочисленных образцов вышивки, шитья, кружевоплетения, ткачества, набойки почти всех основных периодов и стран. Особенно полно представлены русские, западноевропейские и восточные шелковые ткани и парча XVII–XVIII веков. Есть отдельные уникальные образцы XVI столетия (вышивка, шелк и бархат Италии). Коллекция русской набойки и выбойки XVIII–XIX веков позволяет достаточно подробно проследить развитие технологических и художественных особенностей традиционного отечественного производства. Прекрасно представлен и русский «церковный» раздел (ризы, облачения, покровцы, воздухи), демонстрирующий все богатство техник и материалов — золотной вышивки и кружевоплетения, драгоценных парчовых и бархатных тканей.
01.Ткань(каннеле) с декором в виде цветочных букетов и кружев. Шелк, ткаче¬ство. Россия, Москва. 1780-е гг.
02.Ткань (гродетур) с декором в виде полос, чередующихся с цветочными бандеролями. Шелк, ткачество. Россия. 1790-е гг.
03.Ткань с цветочным рисун¬ком. Шелк, ткачество. Россия. Вторая половина XVIII в.
Металл
В музее МГХПА собраны прекрасные образцы художественного металла. Наиболее древними являются изделия, относящиеся к античной культуре. Наряду с произведениями I в. до н.э. раздел располагает гальванокопиями со знаменитых произведений из Боскоревле, Пергама, Гельдесгеймского клада. Средневековое искусство Европы представлено в основном гальванокопиями, заказанными в конце XIX в. из крупнейших музеев Франции и Германии, специально для Строгановского училища. Это, прежде всего, предметы культа, представленные изделиями лиможских мастеров: дарохранительницы ХII века, навершия епископских жезлов, реликварии, оклады Евангелий. Все они целиком покрыты орнаментом, выполнены в технике выемчатой эмали.
Одна из интересных страниц истории развития художественной обработки металлов периода Ренессанса проиллюстрирована Лиможскими расписными эмалями таких авторов, как Жак П.Ладен (1603–1629), ярко характеризующими тенденцию сближения эмальерного искусства с живописью.
Большую историческую ценность в искусстве обработки металла имеют экспонаты стран Востока — Турции, Ирана, Бирмы, Китая и Японии, относящиеся к ХVIII — ХIХ векам (предметы обихода, посуда, мелкая пластика).
Наиболее полно и интересно представлен русский художественный металл XVII — XX веков. Это такие типичные для России XVII–XVIII вв. разновидности посуды, как стопы, братины, чарочки, ендовы, изготовленные из меди и олова, украшенные гравированным и чеканным орнаментом. В экспозиции представлены уникальные произведения русского эмальерного искусства XVIII — ХIX веков Велико-Устюжского производства: — подносы, стопы, шкатулки, чернильные наборы, отличающиеся высокими художественными качествами. Коллекция музея также располагает интересными образцами изделий уральских и сибирских заводов первой половины ХVIII века.
Особую часть данной коллекции составляют предметы культового предназначения: дискосы, литургические блюда и тарели, потиры, складни, венцы и цаты от икон из серебра, олова, меди и латуни разными техниками: чеканки, филиграни, украшенные перегородчатой эмалью по сканному фону, расписной и витражной эмалями. Все эти работы привлекают богатством красок, изысканностью декора и демонстрируют высокое техническое и художественное мастерство.
Имеется и большое собрание нательных крестов и икон XII — ХIХ вв. отлитых из меди некоторые, из которых украшены эмалью. Коллекция художественного металла, позволяет наглядно проследить смену художественных стилей, совершенствование и разнообразие технических приемов в обработке металлов разных стран и народов.
1. Потир от «Реликвария Альпаша». Гальванокопия XIX в. с оригинала лиможской работы XIII в.
2. Реликварий Оттона I. Копия XIX в. с оригинала X–XI вв.
3. Вазы на ножке. Франция Лимож 2 пол. XVI — XVII вв.
4. Часы каминные. Бронза золоченая, мрамор. Франция, Париж. 1780-е гг.
5. Братина. Россия XIX в.
6.Эмали Великого Устюга XVII — XVIII вв.
7. Кумган. Россия, Касли нач. ХХ в. Чугун, литье.
8.Стопа с подносом. Россия. Середина XVIII в.
Мебель и изделия из дерева
Коллекция мебельного искусства в музее представлена образцами почти всех стилей и эпох, начиная с Возрождения. Наряду с подлинными произведениями, в собрании находятся копии, изготовленные с лучших, уникальных образцов русской, западноевропейской и восточной мебели, которые восполняют пробелы музейного собрания, и демонстрируют основные этапы развития мебельного искусства. Преимущественно, это копии, заказанные в музеях Европы в конце ХIХ века, а также изготовленные по обмерам самими учащимися Строгановки начала ХХ века — конец XXI в.
Довольно значительную часть данного раздела составляет русская народная резьба — фризы с «корабельной» резьбой ХVIII — XIX вв., домовая резьба — наличники окон, карнизы (в основном, XIX века), прялки, вальки, рубели и предметы домашнего обихода: ковши, скобкари, солонины, люльки (почти все — XIX в.); с традиционным орнаментом и формами ХVII — ХVIII вв., отличающиеся особой сочностью объемной формы.
Интересны и широко распространенные в быту набойные и пряничные доски. Рисунки которых с ХVII в. настолько прочно вошли в обиход, что повторялись и копировались до конца XIX века. Сказочное узорочье пряничных птиц, зверей проникнуто необыкновенной праздничностью и задором.
01-02 Ковш деревянный. Россия XIX в.
03. Пряничная доска. Россия XIX в.
Живопись и графика
Фонд живописи и графики располагает образцами, исполненными в различных графических техниках (гравюра, рисунок карандашом и пером, акварель, гуашь) и живописных (монументальной (фресковой), темперной, лаковой миниатюры). Материал фонда укладывается во временные рамки ХVII — ХХ вв.
В музейной коллекции представлены отдельные образцы русской гравюры XVIII–XIX вв. Ценной и значительной частью фонда, как по количеству, так и по художественным достоинствам является собрание графических копий орнаментальных заставок и буквиц из древних рукописей (греческих и русских) Х-ХVIII вв. и некоторых образцов русского прикладного искусства. Эти копии были выполнены учениками и преподавателями Строгановского училища во второй половине XIX века. Техника и материал, как правило, акварель с белилами, иногда гуашь с использованием бронзовой краски на «бристольском» картоне. Эта коллекция была основой фонда музея Строгановского училища во второй половине XIX века.
В экспозиции музея можно видеть подлинные фрагменты русских фресок ХVII века и первоклассные копии с произведений монументальной и станковой живописи мастеров итальянского Возрождения; образцы миниатюрной лаковой живописи Китая и Японии XIX и XX вв. и авторские шкатулки с росписью в той же технике советских мастеров Мстеры и Холуя.
Уникальна коллекция рисунков и эскизов известных русских художников и архитекторов начала ХХ века — М.А.Врубеля, С.В.Ноаковского, С.И.Ягужинского, Ф.О.Шехтеля. Значительную группу экспонатов фонда составляют материалы из графического наследия учащихся Строгановского училища конца XIX — начала XX вв. Ценность этих работ состоит в том, что они отражают определенные требования к процессу обучения в Строгановском училище на разных этапах его развития, позволяют проследить эволюцию процесса художественно-промышленного образования в России на примере старейшего художественного учебного заведения.
01. Рисунок гипсовой головы Зевса. Ученик Строгановского училища кон. XIX — нач. XX вв.
02. Рисунок интерьера музея. Ученик Строгановского училища Белослюдов. 1901 г.
03. Проект ларца «Выбор невест» (к 300-летию дома Романовых). Ученик Строгановского училища С. Титунин. Нач. XX вв.
04. Проект керамического кувшина в русском стиле XVII века. Ученик Строгановского училища. Посл. Четв. XIX в.
05. Пейзаж. Германия XIX в.
06. Пейзаж. Германия XIX в.
Имеются в собрании совсем небольшие разделы: «Этнография и археология», «Скульптура из камня и ее гипсовые слепки» (в основном слепки с уникальных антиков), «Изделия из разных материалов» (камень, резная кость, папье-маше и т.п.), насчитывающие до четырехсот единиц.
Фонды музея МГХПА постоянно пополняются лучшими дипломными работами, выполненными студентами в материале, экспонатами, связанными с историей Строгановского училища и принадлежащими ранее музею училища.