История кафедры

Диалог архи­тек­туры и скульп­туры стал основ­ным прин­ци­пом преподавания мону­мен­таль­ной скульп­туры в Стро­га­нов­ской школе. 

Начальный период строгановской школы скульптуры связан с именами выдающихся деятелей русской и мировой культуры  - архитекторов Ф.О. Шехтеля, А.В. Щусева, И.В. Жолтовского;  скульпторов Н.А.  Андреева,  В.И. Мухиной,  А.С. Голубкиной, В.А. Ватагина и др.

Объеди­не­ние этих вели­ких худож­ни­ков уже гово­рит о мно­гом, и в первую оче­редь о том, что Стро­га­новка, при­влек­шая в свое твор­че­ское про­стран­ство таких исклю­чи­тель­ных и к тому вре­мени зна­ме­ни­тых людей искус­ства, рас­смат­ри­ва­лась ими как живое кре­а­тив­ное про­стран­ство, спо­соб­ное вопло­щать нова­тор­ские худо­же­ствен­ные идеи.

Совер­шенно новым и исклю­чи­тельно важ­ным эта­пом в исто­рии Стро­га­нов­ской школы пла­стики стал 1945 год — год вос­со­зда­ния Стро­га­нов­ского учи­лища с при­суж­де­нием ему ста­туса выс­шего учеб­ного заве­де­ния. В 1945 году, когда были созданы гран­ди­оз­ные планы новой архи­тек­туры и раз­ру­шен­ные вой­ной города начали вос­ста­нав­ли­ваться, стало оче­видно, что для созда­ния нового худо­же­ствен­ного образа и обще­ствен­ного зву­ча­ния новой архи­тек­туры необ­хо­димо уча­стие скуль­птора — мону­мен­та­ли­ста.

Высот­ные зда­ния, новые стан­ции мет­ро­по­ли­тена, три­ум­фаль­ные арки вхо­дов в парки, обще­ствен­ные зда­ния, мемо­ри­аль­ные ансам­бли должны были пре­об­ра­зить Москву и дру­гие города. В отли­чие от аске­тич­ного кон­струк­ти­визма новый архи­тек­тур­ный стиль дол­жен являться пря­мым про­дол­же­нием высо­кой клас­сики. Его насы­щен­ность изоб­ра­зи­тель­ным искус­ством была при­знана демон­стри­ро­вать духов­ное богат­ство победителей.
Кафедру воз­гла­вил выда­ю­щийся скуль­птор, интел­лек­туал, поли­глот, зна­ток антич­ной лите­ра­туры, сво­бодно вла­де­ю­щий древ­не­гре­че­ским язы­ком, заме­ча­тель­ный педа­гог Г.И. Мото­ви­лов. Буквально за несколько лет он про­де­лал колос­саль­ную работу по созда­нию мето­ди­че­ского фун­да­мента учеб­ных про­грамм кафедры. В его основе лежал опыт его пред­ше­ствен­ни­ков, годы иска­ний, откры­тия в обла­сти кон­стру­и­ро­ва­ния формы, нова­ции в обре­те­нии пла­сти­че­ского языка, новая худо­же­ствен­ная образ­ность, не копи­ру­ю­щая реаль­ность, но моди­фи­ци­ру­ю­щая ее в зави­си­мо­сти от задач, дик­ту­е­мых архи­тек­ту­рой.

Глав­ной кон­цеп­цией всех зада­ний стал син­тез архи­тек­туры и скульп­туры, опре­де­лив­ший спе­ци­фику и твор­че­ское лицо Стро­га­нов­ской школы пла­стики. Программы и методы обу­че­ния, охва­ты­вали прак­ти­че­ски все виды скульп­туры. Особое вни­ма­ние уде­ля­лось мону­мен­таль­ной и деко­ра­тив­ной пластике. К заня­тиям при­сту­пили огром­ные по совре­мен­ным мер­кам группы сту­ден­тов — по 20–30 чело­век, набран­ных из раз­ных горо­дов страны. Позже это интер­на­цио­наль­ный состав пер­вых набо­ров ока­жется реша­ю­щим в ста­нов­ле­нии нацио­наль­ных школ скульп­туры в совет­ских рес­пуб­ли­ках. Кафедры скульп­туры прак­ти­че­ски всех веду­щих худо­же­ствен­ных Вузов пост­со­вет­ского про­стран­ства, устро­ен­ные по образцу и на про­грам­мах Стро­га­нов­ской школы пластики,  и в настоящее время воз­глав­ля­ются быв­шими выпуск­ни­ками-стро­га­нов­цами.
Уже с пер­вых зада­ний пер­вого курса до ито­го­вого диплом­ного про­екта сту­денты рабо­тали под руко­вод­ством педа­гога-скуль­птора и педа­гога-архи­тек­тора.

В раз­ные годы архи­тек­тур­ной под­го­тов­кой в Стро­га­нов­ской школе руко­во­дили такие выда­ю­щи­еся лич­но­сти и высо­кие про­фес­сио­налы в обла­сти архи­тек­туры, как Ф.О.  Шехтель, А.В.  Щусев, И.В. Жолтовский,  Л.М. Поля­ков, С.В. Ноаковский, И.А. Гильтер, Г.А. Заха­ров, Н.А. Ковальчук и др. Благо­даря их вкладу Стро­га­нов­ская школа мону­мен­таль­ного искус­ства обрела ярко выра­жен­ной диа­лог пла­стики и архитектуры.
Еще одним заме­ча­тель­ным вкла­дом в Стро­га­нов­скую школу скульп­туры стала мат­ве­ев­ская школа пла­стики. Г.И. Мото­ви­лов при­гла­сил к пре­по­да­ва­нию уче­ни­ков А.Т. Матве­ева, несмотря на то, что их основ­ной кон­цеп­цией в реше­нии скульп­тур­ных задач была чистая пла­стика, без какого соот­но­ше­ния с окру­же­нием. Их задачей было создание высокого уровня преподавания академической скульптуры, как одной из базовых дисциплин.

Новой вехой в исто­рии кафедры стали 60-е гг., когда была заяв­лена новая кон­цеп­ция архи­тек­тур­ного образа новостроек без ордер­ной системы, без мону­мен­таль­ных искусств в архи­тек­туре, без клас­си­че­ской тра­ди­ции, скла­ды­ва­ю­ще­еся веками.

Стро­га­нов­ская школа скульп­туры, изна­чально ори­ен­ти­ро­ван­ная на диа­лог с архи­тек­ту­рой одной из пер­вых осво­ила новый пла­сти­че­ский язык боль­ших чистых про­странств, появив­шихся в архи­тек­туре 60–70-х годов. Труд­но­сти дали импульс к обре­те­нию нова­ций в твор­че­ском осмыс­ле­нии сло­жив­шейся ситу­а­ции. Особой темой стало новое обре­те­ние рельефа, став­шего из вспо­мо­га­тель­ного вида скульп­туры, обычно раз­ме­ща­е­мого на вто­ро­сте­пен­ных по зна­че­нию местах в архи­тек­тур­ном соору­же­нии, прак­ти­че­ским веду­щим видом в искус­стве мону­мен­таль­ной скульп­туры. Рельеф стал выно­ситься на боль­шие глад­кие плос­ко­сти фаса­дов зда­ний. В этот слож­ный период вновь про­явил себя как выда­ю­щийся худож­ник и педа­гог Г.И. Мото­ви­лов. Он сумел соеди­нить высо­кие тра­ди­ции прин­ци­пов фор­мо­об­ра­зо­ва­ния антич­ного рельефа с совре­мен­ным худо­же­ствен­ным пла­сти­че­ским язы­ком и сти­ли­сти­че­ским строем. Именно в эти годы, Школа пре­одо­лела при­клад­ное направ­ле­ние архи­тек­тур­ной скульп­туры и, в насто­я­щее время, рабо­тает почти во всех жан­рах и видах искус­ства скульп­туры, давая фун­да­мен­таль­ную базу своим сту­ден­там не только в обла­сти фигу­ра­тив­ного искус­ства, но и в обла­сти сво­бод­ной пла­стики и абстракт­ного искус­ства. Осно­вой мето­дик и про­грамм стало изу­че­ние внут­рен­них зако­но­мер­но­стей постро­е­ния скульп­тур­ной формы и худо­же­ствен­ных обра­зов неза­ви­симо от сти­ли­сти­че­ского направления.

Послед­ние деся­ти­ле­тия ХХ – начало XXI вв. в истории Стро­ганов­ской школы скульп­туры свя­заны с име­нем выда­ю­ще­гося скуль­птора А.Н. Бурга­нова. За почти полу­ве­ко­вой период пре­по­да­ва­ния А.Н. Бурга­нов вос­пи­тал целую пле­яду выда­ю­щихся худож­ни­ков и скуль­пто­ров, среди кото­рых Народ­ные и Заслу­жен­ные худож­ники России, ака­де­мики, лау­ре­аты меж­ду­на­род­ных и рос­сий­ских Госу­дар­ствен­ных пре­мий.

С историей Строгановской школы скульптуры связаны выда­ю­щи­еся дея­тели оте­че­ствен­ной  и мировой скульп­туры: В. Сидур, Ю. Орехов, М. Смир­нов, Е. Белашова,  Н. Никогосян, С. Рабинович, С. Волков, Д. Пригов, Б. Орлов, Г. Франгулян, С. Щербаков, А. Ковальчук, В. Корнеев и многие другие.

Другие материалы в этой категории: Программа обучения »
Госуслуги
Антитеррор
Гранты Президента Российской Федерации
Антикоррупция
Вверх