О кафедре

hud met o cafedre

 

Кафедра «Художественный металл» является одной из старейших в Академии, существует с момента ее основания. В положении об открытии «Школы рисования в отношении к искусствам и ремеслам», утвержденного 16 августа 1825 года придавалось большое значение подготовке рисовальщиков для промышленности, особенно таких профессий, как «золотых дел мастеров, бриллиантщиков, чеканщиков, бронзовщиков, слесарей... » — то есть акцент был сделан на художественно-проектной составляющей образовательного процесса. Школа была рассчитана на 360 человек. На начальном этапе существования в школе имелись три специализации, две из которых стали изначальным направлением работы кафедры: черчение, геометрия, рисование машин; рисование фигур и животных; рисование цветов и украшений

  • Важным этапом развития кафедры стало открытие в 1902 году (после утверждения нового устава училища) собственных чеканной, монтировочной и эмальерная мастерских — в числе 18-ти основных в составе училища, что упрочнило ремеселенную, практическую составляющую образовательного процесса. В Совет училища входили такие видные предприниматели, как С.И. Мамонтов, С.Т. Морозов, М.П. Овчинников, В.А. Болин, В.Г. Сапожников, В.С. Алексеев, К.С. Попов, С.И. Прохоров, А.И. Шамшин. Многие выпускники кафедры работали художниками на их предприятиях. Преподавателями училища стали действующие художники и мастера предприятий К. Фаберже, П.А. Овчинникова, П. Хлебникова. Я.Ф. Мишукова, Оловянишниковых
    • В России предреволюционных лет (перед Октябрьской революцией 1917 года) процессы формообразования в изобразительном искусстве и в предметно-художественной сфере развивались в двух диаметрально противоположных направлениях — к максимально новому и к максимально проверенному традицией. Эта тенденция сохранилась в российском, советском и постсоветском пространстве визуальной культуры в течении всего 20-го века и актуальна до сих пор. Наиболее радикальные «левые» новаторские течения вышли на уровень разработки проблем формообразования, который включал в себя все виды пространственных искусств — супрематизм (К. Малевич) и конструктивизм (В. Татлин). В то же время быстро нарастали «правые» тенденции, неоклассика - И . Фомин, И. Жолтовский, В. Щуко, М. Лмевич, М. Перетаткович и др. известные архитекторы работали в неоклассике
    • Образовательный процесс кафедры «Художественный металл» чутко реагировал на духовные поиски русской интеллигенции начала 20-века, процессы формообразования и актуальные направления художественной культуры. Кафедра готовила специалистов для художественной промышленности — ее выпускники были высококвалифицированными специалистами-ремесленниками, которые работали в литейной, кузнечной, ювелирной и других отраслях. Работы учащихся кафедры с успехом демонстрировались на многих международных выставках. При училище был специальный магазин, где продавались, в том числе выполненные учащимися в художественных мастерских кафедры, изделия из серебра, бронзы, меди, кованная утварь, изделия из камня и кости, которые пользовались неизменным
    • Полная программа обучения в начале 20-го века была рассчитана на восемь лет. Программа обучения в училище предусматривала раздельное прохождение научных (общеобразовательных)·и художественных дисциплин — прообраз современного модульного образования. Учащийся мог числиться в разных классах: по научным предметам — в одном, по художественным — в другом. Это позволяло быстро продвигаться способным ученикам.
    • Преподававшие здесь Д. Щербиновский, С. Ноаковский, И. Жолтовский, Ф. Шехтель, А. Щусев, Н. Андреев, Ф. Федоровский и другие художники, архитекторы и скульпторы не только расширяли художественный кругозор учащихся, но и фактически к 1917 году создали высокий общий уровень художественной подготовки.
    •  С первых лет постреволюционной России для Строгановского училища в целом и кафедры в частности начался новый этап развития. После Февральской революции 1917 года быстро нарастала активность студентов Строгановского училища, которые выступали за реорганизацию учебного заведения, и смену методики преподавания. Были созданы Государственные Свободные Художественные Мастерские (ГСХМ), которые просуществовали до 1920 г. Образовательные программы в ГСХМ отсутствовали, продолжался процесс роста необычной по творческой структуре высшей школы, методы учебы в которой противо- поставлялись академическим методам обучения. Считалось, что в ГСХМ используют все лучшее из прошлого, в частности из опыта эпохи Ренессанса – так руководитель мастерской назывался главным мастером, его помощники -- мастерами, а студенты подмастерьями. Мастерские были творчески автономны, руководитель мастерской сам определял программу занятий и круг изучаемых художественных дисциплин — мастерскими по эмали руководил П. Кузнецов, металлической скульптуры — Н. Андреев.
    • В 1920 г. Первые и Вторые Государственные свободные художественные мастерские в Москве (бывшие Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище и Училище живописи, ваяния и зодчества) были реформированы и преобразованы в Высшие Художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) с факультетами архитектуры, живописи, скульптуры, текстиля, керамики, дерева и железообработки. Мастерскими руководила

    «выборная коллегия», в которую вошли «левые» Ф. Ф. Федоровский, С. В. Ноаковский, А. В. Щусев, и «правые» — Ф. О. Шехтель и М. П. Солодовникова. В 2020-х годах ВХУТЕМАС, стал одной из самых значительных в мировой истории художественных школ, являвшаяся не только образовательным учреждением, но центром новой философии образования. Горизонтальные небоскрёбы и проуны (ПрОект Утверждения Нового) Л. Лисицкого, конструктивистские эксперименты А. Родченко, «машинное искусство» В. Татлина, новая философия цвета и абстракционизм В. Кандинского, прорывные архитектурно-пластические идеи К. Мельникова, визуальные и хроматические новации В. Степановой – великие произведения профессоров-авангардистов ВХУТЕМАСа стали известны и признаны во всем мире. Методика, созданная в те годы, явилась основой современного дизайнерского образования. Именно интеллектуальная и художественная стилистика авангарда в области архитектуры, промышленной эстетики, графического и средового дизайна, ярко воплотившаяся во ВХУТЕМАСе, явилась важнейшим вкладом России в человеческую цивилизацию в ХХ веке. Всё это стало предвестником становления дизайна как новой тотальной визуальной системы.

    • Однако ВХУТЕМАС был не только одним из центров русского авангарда, в его стенах соединяли свои интеллектуальные усилия и представители академического направления (архитекторы И. Жолтовский, А. Щусев, Ф. Шехтель), демонстрируя целостность российской философской и художественной традиции. С 1921 г. в московском ВХУТЕМАСе работал выдающийся художник-график и теоретик искусства В. А. Фаворский (1886—1964). Годы его ректорства (1923—1926) считают наиболее прогрессивными.
    • Руководителем МЕТАЛЛФАКа (и позже - объединенного ДЕРМЕТФАКА) стал А. Родченко, который сформулировал его задачу как возможность «дать государству кадры художников – конструктивистов». Революционный романтизм молодой республики затронул учебный процесс, а слова вхутемасовского кумира В. Маяковского стали лозунгом учащихся:

    «Мы – разносчики новой веры,Красоте задающий железный тон,

    Чтобы природами хилы ми не сквернили скверы

    В небеса шарахаем железобетон» 

    На страницах газеты «Искусство коммуны» в статьях О. Брика, Б. Кушнера и Н. Пунина была остро поставлена проблема о соотношении искусства и производства, о роли художника в производстве. В одной из своих статей О. Брик призывал художников «немедленно ... приступить к действительно творческой работе. Фабрики, заводы, мастерские ждут, чтобы к ним пришли художники и дали им образцы новых невиданных вещей». «Надо немедленно организовать институты материальной культуры, где художники готовились бы к работе над созданием новых вещей пролетарского обихода, где бы вырабатывались типы этих вещей, этих будущих произведений искусства». (О. Брик. Дренаж искусству. -- Газета «Искусство коммуны», 7 декабря 1919 г. ) Была разбита психологическая стена между работой и творчеством — все, что создавалось человеком, объявлялось творчеством, труд и люди труда были подняты на уровень искусства, общая идея приближения искусства к жизни, к труду, к производству рассматривалась как плодотворная и связывалась с задачами формирования нового общества.

    А. Родченко сформулировал концепцию образовательного процесса МЕТФАКА, которая является основой образовательных программ кафедры «Художественный металл» в современности: 
    Объективный научный метод преподавания. Выявление первоэлементов художественного языка – таких как линия, геометрическая форма, цвет, фактура, движение и т.д. Создание пропедевтических дисциплин «Пространство», «Цвет», «Графика» и «Объем» как первой, аналитической стадии обучения, их соединение друг с другом в различных сочетаниях, для выявления законов композиции.

    • Два года подготовки на «общем» отделении, специализация по направлениям начинается с 3-его курса
    • Преподавание дисциплин циклами:
      • художественный цикл (пространственный концентр, объемный концентр, цветовой концентр, графический концентр (технический рисунок, черчение, перспектива, теория теней);
      • художественно-производственный цикл (культура материала, художественно- техническое проектирование (внутреннее оборудование, штамповально-давильные изделия), контрольное проектирование;
      • искусствоведческий цикл (социология искусства);
      • физико-математический цикл (физика, химия, начертательная геометрия, высшая математика (аналитическая геометрия в плоскости и в пространстве, дифференциальное исчисление, интегральное исчисление и дифференциальные уравнения; теоретическая механика; техника вычислений)
      • инженерный цикл (сопротивление материалов, графостатика, конструкции металлических сооружений, детали машин)
      • технологический цикл (технология металлов (теория сплавов, литейное дело); термическая обработка металлов; инструментальное дело; принципы организации производства; специальный курс электротехники; осветительная техника; технология горячей эмали; технология лаков и красок по металлу; электротехническое осаждение металла
      • обществоведческий цикл (политическая экономия; диалектический и исторический материализм; история ВКПб; профдвижение
      • лаборатории (по электротехнике; по технологии эмали; по технологии лаков и красок
      • практики (литейная мастерская; механическая мастерская; на фабрично-заводских предприятиях)


    Кафедра «Художественной обработки металла и других материалов» (ХОМ) стала одной из первых кафедр открытых в воссозданном в 1945 году МГХПУ и явилась, в очередной раз, как носителем прогрессивных идей, так и хранителем культурных и ремесленных традиций — из нее вышли кафедры всех видов дизайна и реставрации металла. В разные годы ХОМ возглавляли известные художники и педагоги: З.Н. Быков (1945-1967), А.В. Флёров (1967-1972), С. И. Борисов (1972-1984), А. А. Мельник (1984-1991), А.М. Панин (1991-1993), Н.А. Кравцов (1993-1997), С.В.Федунов (1997-2015). Из ДЕРМЕТФАКа и кафедры «Художественной обработки металла и других материалов» в разные годы выделились другие кафедры Строгановской академии – кафедра промышленного дизайна, дизайна мебели, реставрации художественного металла. 

    • С сентября 2016 г. кафедрой «Художественный металл» заведует М.Г. Круглова, выпускница кафедры 1988 г.
      Обучение производится по программам бакалавриата и академической очной магистратуры (с 2017 г.). Определены следующие следующих творческие направления (модули):
      • архитектурный металл
        • малые архитектурные формы (элементы среды и детали архитектуры)
        • художественная ковка
        • оружейное искусство
      • ювелирное искусство
        • часы
        • эмальерное искусство
      • магистратура
        • технологические, социологические, урбанистические, культурологические исследования в области архитектурного металла, ювелирного и оружейного искусства, художественных эмалей
      • Современный уровень развития технологий и бизнес-коммуникаций требует от выпускника Академии не только овладения ремеслом, но и творческого мышления, грамотного управления художественном проектом, владения техниками презентации и ведения переговоров, интеграции в международные арт- и бизнес сообщества
      • Сохраняя бесценное наследие прошлого, на кафедре происходит изучение современных, в том числе цифровых технологий, новых материалов и подходов, что способствует развитию творческого мышления, самостоятельности принятия профессиональных решений и свободы творчества
    Госуслуги
    Антитеррор
    Гранты Президента Российской Федерации
    Антикоррупция
    Вверх