Осенью 2020 года исполняется 100 лет со дня образования уникальной универсальной школы в области художественно-промышленного, архитектурного и дизайнерского образования: московского ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских).
Декрет Совнаркома об образовании ВХУТЕМАСа на основе I-х и II-х Государственных свободных художественных мастерских (Строгановское училище и МУЖВЗ) был подписан 29 ноября 1920 года. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН представлял собой университет искусств, охватывавший все виды изобразительного искусства, дизайн и архитектуру, сочетавший научно-технические и художественно-проектные методы и формы образования и обучения.
Преподававшие в этой школе художники, исследователи, архитекторы и дизайнеры – цвет советской культуры начала 20 века: Архитекторы Александр Веснин и Иван Жолтовский, Николай Ладовский и Константин Мельников, Моисей Гинзбург и Алексей Щусев; пионеры отечественного дизайна Эль Лисицкий, Людмила Маяковская, Владимир Татлин, Александр Родченко, Любовь Попова, Варвара Степанова; мастера живописи и графики Александр Куприн, Роберт Фальк, Аристарх Лентулов, Петр Кончаловский, Давид Штереньерг, Владимир Фаворский, Петр Митурич; скульпторы Анна Голубкина, Вера Мухина, Сергей Коненков.
Одновременно 1920 год это и год рождения конструктивизма как влиятельного направления в мировом искусстве, год рождения дизайна как области проектной деятельности в нашей стране. Дизайна как универсальной сферы проектной деятельности, включающей весь веер современных специализаций. 100 лет назад в декабре 1920 года была создана Группа конструктивистов Института художественной культуры, в которую входили А.Родченко, В.Степанова, Алексей Ган, а позже В. и Г.Стенберги, А.Веснин, Л.Попова и другие. Конструктивизм представлялся как универсальный вид проектной деятельности по разработке новой предметно-пространственной среды.
Все представители конструктивизма, признанные в мировом масштабе творцы этого художественного направления, преподавали во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе, создавая новаторские учебные программы и методики в области дизайнерского и архитектурного образования. Новаторство заключалось не только в создании уникальных вводных курсов общехудожественной грамоты, но и программ формирования специалистов нового типа для промышленности – дизайнеров.
Воссозданное в 1945 году Строгановское училище стало наследником этой системы образования.
Современная Строгановка помнит об этом наследии и в работах 2020 года отдает дань уважения изобретательности, смелости, яркости, энергии проектов 1920-х годов в области графического, средового, текстильного и промышленного дизайна.
Выставка «ВХУТЕМАС-100»

МГХПА им. С.Г. Строганова приглашает на видео-экскурсию по выставке "ВХУТЕМАС-100", которая в ноябре открылась в Выставочном зале Академии.
Выставка приурочена к юбилею образования ВХУТЕМАС (Высших художественно-технических мастерских) и столетию со дня рождения конструктивизма как влиятельного направления в мировом искусстве.
13 декабря 1920 года согласно публикации Алексея Гана в журнале Эрмитаж (№13, с. 3), «сформировалась Первая рабочая группа конструктивистов». Московский ВХУТЕМАС можно считать центром конструктивизма: здесь преподавали основатели движения: Александр Веснин, Моисей Гинзбург, Густав Клуцис, Любовь Попова, Александр Родченко, Варвара Степанова.
Экспозиция выставки посвящена наследию ВХУТЕМАСа как неотъемлемой части истории Строгановской академии, и его актуальности для современного художественно-промышленного образования XX-XXI вв.
Ежегодно в дипломных и курсовых работах студентов тема русского конструктивизма является одной из центральных при проектировании интерьеров, среды, коллекций тканей, арт-объектов, мебели, средств транспорта, плакатов, книг. Это наследие помогает сохранить преемственность в развитии строгановской школы, служит источником для новых учебных программ, напоминает о традициях отечественной культуры.
Видео-экскурсия по выставке доступна на официальном канале МГХПА им. С.Г.Строганова в Youtube по ссылке
Международная научная конференция «Пространство ВХУТЕМАС в мировой культуре XX-XXI веков»
С 9 по 15 ноября 2020 года на разных площадках Москвы в онлайн-формате прошли заседания секций конференции «Пространство ВХУТЕМАС в мировой культуре XX-XXI веков», объединенных общей темой: изучением широкого спектра уникальных достижений во многих областях художественного и проектного творчества ВХУТЕМАСа.
Открытие конференции «Пространство ВХУТЕМАС в мировой культуре XX-XXI веков»
10 ноября 2020 года состоялись онлайн-заседания секций «Архитектурно-художественное образование в Советской России 1920-х годов» и «От студенческих проектов Архака до строительной площадки», организованных Московским архитектурным институтом.
Запись заседания можно посмотреть по ссылке https://youtu.be/hoZ6M23JjkE
11 ноября 2020 года прошли онлайн-заседания секций «Новое художественное и проектное мышление» и «ВХУТЕМАС – лаборатория инноваций XXI века», организатором которых выступила Московская государственная художественно-промышленная академия им С.Г.Строганова.
Запись выступлений участников Международной научной конференции "ВХУТЕМАС-100". Секция в МГХПА им. С.Г.Строганова, 11 ноября 2020 г. "Новое художественное и проектное мышление". Утреннее заседание, часть 1: О.М.Санду, М.А.Бурганова, Л.В.Желондиевская, М.Т.Майстровская, А.В.Панкратова, В.Д.Уваров. 11-00 - 13-30
Запись выступлений участников Международная научной конференция "ВХУТЕМАС-100”. Секция в МГХПА им. С.Г.Строганова, 11 ноября 2020 г. "Новое художественное и проектное мышление". Утреннее заседание, часть 2. Выступают: А.А.Чурсина, А.В.Безин, Лука Ланнини (Пиза)
Запись выступлений участников Международной научной конференции "ВХУТЕМАС-100". Секция в МГХПА им. С.Г.Строганова, 11 ноября 2020 г. "ВХУТЕМАС - лаборатория инноваций". Дневное заседание. Выступают: М.Г.Круглова, Д.М.Кирсанов, Е.В.Жердев, Мин-чул Чой (Лондон), Е.А.Лаврентьева.
12 ноября 2020 года в Белом зале Российской академии художеств в рамках Международной научной конференции «Пространство ВХУТЕМАС в мировой культуре XX-XXI веков» состоялись XXXI Алпатовские чтения.
Запись доступна по ссылке https://youtu.be/aE2NW1C63E0
13 и 15 ноября 2020 года на базе Московского политехнического университета прошли заседания секции «Наследие Полиграффака ВХУТЕМАСа: традиции и современность».
«ВРЕМЯ ВХУТЕМАС. К 100-летию создания школы»
Московский ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН (Высшие художественно-технические мастерские – Высший художественно-технический институт) просуществовал всего 10 лет: 1920-1930. Институт окончили более 1400 дипломированных специалистов: архитекторов, живописцев, скульпторов, графиков. Выпускники производственных факультетов – текстильного, керамического, дерево- и металлообрабатывающего получали звание инженера-художника и художника-технолога, по сути, они были первыми дипломированными дизайнерами. За это время школа породила такое количество совершенно новых учебных программ, методик, что этого задела хватило и для возрождения художественно-промышленных специальностей в воссозданном в 1945 году Строгановском училище, и для работы исследователей всего мира, активно изучающих последние полвека опыт новаторских школ мирового значения: Московского ВХУТЕМАСа и Баухауза в Германии.
Под одной крышей вуза, возникшего из слияния Строгановского училища и Училища живописи, ваяния и зодчества, здесь преподавали творцы архитектуры и дизайна 1920-х годов, живописцы, графики, скульпторы мирового масштаба. Назовем лишь малую толику известных всем имен мастеров ХХ века.: А.Веснин, И.Жолтовский, С.Коненков, П.Кузнецов, А.Лентулов, Эль Лисицкий, К.Мельников, П.Митурич, В.Мухина, А.Родченко, В.Фаворский, Р.Фальк, А.Щусев.
Выставка фиксирует в документальных фотографиях лишь некоторые моменты истории школы. Зарождение новых методик художественной педагогики и организацию основного отделения с вводными пропедевтическими курсами «Графика», «Цвет», «Объем», «Пространство» в 1920-1922 годах. Участие школы в Международной выставке 1925 года в Париже. Примеры комплексных курсовых работ студентов метало- и деревообрабатывающего факультетов, которые публиковались в открытой печати в 1920-е годы. Влияние конструктивизма на работы студентов полиграфического и текстильного факультетов. Облик студенчества тех лет, работу в мастерских.
По нескольким документам: запискам, приглашениям на защиты можно представить себе как без Интернета и телефонной связи происходило общение ректората с сотрудниками вуза и студентами.
Вся эта мозаика собирается в образ того времени, времени ВХУТЕМАСа.
-
Выход студентов ВХУТЕМАСа на первомайскую демонстрацию. 1920-21
Выход студентов ВХУТЕМАСа на первомайскую демонстрацию. 1920-21
-
Здание ВХУТЕМАСа на Мясницкой. 1920-1921
Здание ВХУТЕМАСа на Мясницкой. 1920-1921
-
Е.В. Равдель (1894-1939), скульптор. Первый ректор ВХУТЕМАСа в 1920-1923
Е.В. Равдель (1894-1939), скульптор. Первый ректор ВХУТЕМАСа в 1920-1923
-
ВХУТЕМАС. Основное отделение
ВХУТЕМАС. Основное отделение
-
ВХУТЕМАС. Спортивный зал. Пирамида. Начало 1920-х гг.
ВХУТЕМАС. Спортивный зал. Пирамида. Начало 1920-х гг.
-
Спортивный зал. Политинформация. Начало 1920-х гг.
Спортивный зал. Политинформация. Начало 1920-х гг.
-
ВХУТЕМАС. Мастерская живописного факультета. Начало 1920-х гг.
ВХУТЕМАС. Мастерская живописного факультета. Начало 1920-х гг.
-
Скульптурный факультет ВХУТЕМАСа. Начало 1920-х гг.
Скульптурный факультет ВХУТЕМАСа. Начало 1920-х гг.
-
Натюрморт для живописи. Постановка А.Родченко. Фото А.Родченко, 1924
Натюрморт для живописи. Постановка А.Родченко. Фото А.Родченко, 1924
-
В.А. Фаворский (1886-1964), график, монументалист. Второй ректор ВХУТЕМАСа в 1923-1926 (автопортрет)
В.А. Фаворский (1886-1964), график, монументалист. Второй ректор ВХУТЕМАСа в 1923-1926 (автопортрет)
-
В.А. Фаворский. Фото 1950-х гг
В.А. Фаворский. Фото 1950-х гг
-
Рабочий клуб. Проект интерьера
Рабочий клуб. Проект интерьера
-
Изба-читальня
Изба-читальня
-
Страница из журнала «Огонек»
Страница из журнала «Огонек»
-
Студенты ВХУТЕМАСа на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже, 1925
Студенты ВХУТЕМАСа на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже, 1925
-
Графический факультет. Чарльстон. Обложка. А.Коджак. ВХУТЕМАС. Середина 1920-х гг.
Графический факультет. Чарльстон. Обложка. А.Коджак. ВХУТЕМАС. Середина 1920-х гг.
-
Графический факультет. Вода, пар, дождь, снег. Обложка. И.Кулешов. Мастерская Н. Купреянова. ВХУТЕИН. 1928
Графический факультет. Вода, пар, дождь, снег. Обложка. И.Кулешов. Мастерская Н. Купреянова. ВХУТЕИН. 1928
-
ВХУТЕМАС. Архитектурный факультет
ВХУТЕМАС. Архитектурный факультет
-
Эль Лисицкий. Архитектура ВХУТЕМАС
Эль Лисицкий. Архитектура ВХУТЕМАС
-
Архитектурный факультет, ВХУТЕИН
Архитектурный факультет, ВХУТЕИН
-
П.И. Новицкий (1888-1971)
П.И. Новицкий (1888-1971)
-
Фаик Тагиров. ВХУТЕИН. Обложка проспекта. 1929
Фаик Тагиров. ВХУТЕИН. Обложка проспекта. 1929
-
Страница из журнала «Современная архитектура»
Страница из журнала «Современная архитектура»
-
В слесарной мастерской металлообрабатывающего факультета ВХУТЕМАСа
В слесарной мастерской металлообрабатывающего факультета ВХУТЕМАСа
-
Владимир Мещерин, студент дерметфака, в дальнейшем изобретатель, доктор технических наук. Патентная грамота на изобретение. 1928
Владимир Мещерин, студент дерметфака, в дальнейшем изобретатель, доктор технических наук. Патентная грамота на изобретение. 1928
-
Публикация студенческих проектов деревообделочного отделения в журнале «Строительство Москвы». Руководитель Эль Лисицкий. 1929
Публикация студенческих проектов деревообделочного отделения в журнале «Строительство Москвы». Руководитель Эль Лисицкий. 1929
-
В мастерской метфака ВХУТЕИНа
В мастерской метфака ВХУТЕИНа
-
На занятиях по дисциплине «Культура материала» Владимира Татлина, ВХУТЕИН
На занятиях по дисциплине «Культура материала» Владимира Татлина, ВХУТЕИН
-
Выставка работ студентов первого курса. Основное отделение.
Выставка работ студентов первого курса. Основное отделение.
-
Выставка работ студентов первого курса. Основное отделение
Выставка работ студентов первого курса. Основное отделение
-
Текстильный факультет ВХУТЕИНа. Агиттекстиль. 1929-30
Текстильный факультет ВХУТЕИНа. Агиттекстиль. 1929-30
-
Текстильный факультет ВХУТЕИНа. Агиттекстиль. 1929-30
Текстильный факультет ВХУТЕИНа. Агиттекстиль. 1929-30
-
Перевозка глиссера ДМ-1
Перевозка глиссера ДМ-1
-
Монография «Конструктивный мир. Мечты о пространстве. Александр Родченко и его круг»
Скачать монографию
Всероссийский конкурс инновационных методических разработок. Результаты конкурса
Завершился Всероссийский конкурс инновационных методических разработок в области архитектурного, дизайнерского и художественного образования, декоративного искусства и реставрации, посвященный 100-летию ВХУТЕМАСа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА

Всероссийский конкурс инновационных методических разработок в области ВО
по УГНС 07.00.00 «Архитектура» и УГНС 54.00.00 «Изобразительное и прикладные виды искусств»
посвященном 100-летию создания ВХУТЕМАСА «ВХУТЕМАС – 2020»
«СОГЛАСОВАНО»
Член Координационного Совета
«Инженерное дело, технологии
и технические науки»
Швидковский Д.О.
(ректор ФГБОУ «Московский архитектурный институт
(государственная академия)»
Член Координационного Совета
«Искусство и культура»
Курасов С.В.
(ректор ФГБОУ «Московская государственная
художественно-промышленная академия
им. С.Г.Строганова»
27 апреля 2020 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Председатель Федерального УМО
«Архитектура»
Есаулов Г.В.
Председатель Федерального УМО
«Изобразительное и прикладные виды искусств»
Зива В.Ф.
20 апреля 2020 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УГНС 07.00.00 «АРХИТЕКТУРА» И УГНС 54.00.00 «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВ» ПОСВЯЩЕННОМ 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ ВХУТЕМАСА
«ВХУТЕМАС – 2020»
1. Общие положения
Настоящее Положение определяет порядок проведения Всероссийского конкурса инновационных методических разработок в области архитектурного, градостроительного, дизайнерского, художественного образования, образования в области реставрации, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, посвященного 100-летию создания ВХУТЕМАСа ( далее Конкурс ).
Конкурс проводится среди научно-педагогических работников архитектурных, дизайнерских и художественных вузов, академий, институтов, факультетов под эгидой Федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования по УГСН 07.00.00 “Архитектура” и УГСН 54.00.00 “Изобразительное и прикладные виды искусств».
1.1. Конкурс проводится по следующим уровням: бакалавриат, магистратура, специалитет. Направления подготовки: Архитектура, Градостроительство, Дизайн архитектурной среды, Дизайн, Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, Искусство костюма и текстиля, Реконструкция и реставрация архитектурного наследия, Реставрация, Традиционное прикладное искусство. По специальностям: Живопись, Графика, Скульптура, Живопись и изящные искусства, Монументально-декоративное искусство. Конкурс проводится по следующим номинациям:
1) академические дисциплины художественной направленности;
2) академические дисциплины научно-теоретической направленности;
3) проектные дисциплины профессиональной направленности;
4) инженерные дисциплины и вспомогательные дисциплины проектно-художественной и научно-теоретической направленности;
5) он-лайн программы дисциплин (отдельных или циклов занятий, упражнений).
1.3 Критерии оценки работ:
- оригинальность и новизна концепции дисциплины;
- профессиональное использование новых технологий;
- высокий научный и художественный потенциал студенческих работ, выполненных по предложенной инновационной методике;
- возможность адаптации учебных курсов к системе онлайн-образования.
1.2. Определение победителей Конкурса происходит на основе конкурсного отбора.
1.3. Количество представленных на Конкурс работ, выполненных одним автором или авторским коллективом (не более 5 человек), не ограничивается.
1.4. Работы на Конкурс представляются авторами, авторскими коллективами, а также учебными заведениями.
1.5. Права на использование присланных на Конкурс материалов (для создания каталога, демонстрации на круглых столах и для других научно-исследовательских целей переходят к Оргкомитету конкурса без дополнительного согласия авторов и без выплаты авторского вознаграждения с обязательным сохранением авторского права.
1.6. Победители конкурса определяются по каждому направлению и в каждой номинации.
- диплом I степени ( один ) ;
- диплом II степени ( два );
- диплом III степени (три). Количество дипломов может быть изменено решением жюри.
Каждому победителю Конкурса присуждается звание лауреата и вручается диплом.
2. Основные цели Конкурса
2.1. Выявление лучших новаторских учебно-методических разработок в области архитектурного, дизайнерского, художественного образования, а также в области декоративного искусства и реставрации.
2.2. Создание информационного банка учебных программ и учебно-методических разработок, в том числе для использования в он-лайн образовании.
2.3. Содействие популяризации инновационных подходов в области архитектурного, дизайнерского, художественного образования, образования в области декоративного искусства и реставрации.
3. Состав Жюри и порядок его работы
3.1. Для обеспечения подготовки и проведения Конкурса формируется Оргкомитет, Отборочная комиссия и Жюри.
3.2. В состав Оргкомитета входят представители Оргкомитета Международной научной конференции «Пространство ВХУТЕМАС в мировой культуре XX-XXI веков» (далее Оргкомитета). Оргкомитет конкурса определяет сроки проведения конкурса, формирует состав жюри. Состав Жюри формируется отдельно для каждой номинации оргкомитетом конкурса из известных художников, архитекторов, дизайнеров и реставраторов, преподавателей высших архитектурных, художественных и художественно-промышленных учебных заведений.
3.3. Отборочная комиссия формируется из состава членов Научного комитета Международной научной конференции «Пространство ВХУТЕМАС в мировой культуре ХХ-ХХ1 веков»
3.4. В Отборочную комиссию входят члены Научного комитета Международной научной конференции «Пространство ВХУТЕМАС в мировой культуре ХХ-ХХ1 веков» и члены Жюри. Отборочная комиссия проводит предварительный просмотр представленных на Конкурс заявок, отсеивает не удовлетворяющие п.1.3 и 5.0 настоящего Положения и формирует тематические блоки по номинациям. Оценка работ производится по критериям, предъявляемым к такого рода материалам по 100- балльной системе.
3.5. Оценка конкурсных работ проводится Жюри.
Решение Жюри оформляется протоколом. Оформленные протоколы хранятся в архивах Оргкомитета.
4. Освещение результатов Конкурса
4.1. Результаты Конкурса освещаются в средствах массовой информации и в сети Интернет, в том числе на сайтах МАРХИ, МГХПА им. С. Г. Строганова и других вузов-участников
4.2. Итоги Конкурса будут подведены и опубликованы в рамках проведения Международной научной конференции «Пространство ВХУТЕМАС в мировой культуре XX-XXI веков».
5. Условия и порядок участия в Конкурсе
5.1. Для участия в Конкурсе необходимо
5.2. Заполнить заявку* участника по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdX_0U04S0CvwNvvrbeJthtgTHeIqPJxdDW0DVoODEJTB4ZtQ/viewform К заявке необходимо прикрепить презентацию конкурсной программы в формате ppt :
• титульный лист (см. образец)**
• краткое описание учебно-методической разработки, выполненной в течении 2015-2020 годов, представляемой на конкурс ( до 1000 слов ), содержащее следующие блоки:
1) название курса, серии упражнений, задания, курсовой работы, курсового проекта;
2) краткая характеристика: цель, решаемые задачи, методические новации;
3) результаты (компетенции – знания, умения, навыки);
• иллюстративную часть. Демонстрационные материалы должны содержать информацию о названии курса (задания, серии упражнений, проекта), ФИО автора разработки, авторов и руководителей проекта (курсовой работы, задания, упражнения), ФИО студентов, дате выполнения.
* Заявка оформляется на одну конкурсную работу. В случае, если автор или группа авторов хотят представить несколько работ, то заявка оформляется на каждую работу отдельно. В случаях если работа выполнена коллективом авторов, то в заявке перечисляются все Фамилии, Имена и Отчества через запятую. Для творческих коллективов, где авторы представляют разные образовательные организации в графе ФИО в скобках указать сокращенное название представляемого ВУЗа.
Для творческих коллективов, где авторы представляют разные подразделения одной образовательной организации в графе должность повторить также и ФИО.
5.2.Работы на конкурс принимаются до 20 сентября 2020 года.
Оргкомитет конкурса
**Образец оформления титульного листа конкурсной работы
Ивановский государственный архитектурно-художественный институт
Программа курса «Перспектива»
для направления подготовки 07.03.01 «Архитектура» (уровень подготовки бакалавриат)
Авторы: Иванов И.И., проф., д.т.н.
Петров И.П., доц., к.т.н.
Сидоров И.П., ассистент
Программа была разработана и апробирована авторским коллективом в 2015 - 2020 г.г.
СКАЧАТЬ ПОЛОЖЕНИЕ КОНКУРСА
СКАЧАТЬ ИНСТРУКЦИЮ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ