Кафедра "Реставрация монументально-декоративной живописи"

 


Кафедра "Реставрация монументально-декоративной живописи"

О кафедре

Кафедра «Реставрация монументально-декоративной живописи» была организована в 1983 году в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР. Основная задача кафедры — проведение учебных, научно-методических и производственных работ, связанных с подготовкой художников-реставраторов монументально-декоративной живописи.

Первым заведующим кафедрой (1983–1988) был профессор Редечкин П. Г., с 1989 по 2009 года кафедру возглавлял Бурый В.П. — профессор, кандидат искусствоведения, художник–реставратор высшей категории, заслуженный деятель искусств РФ. С 2009 по настоящее время заведующей кафедрой является Ефремова Л.А. – кандидат искусствоведения, доцент.

За более чем двадцатилетнюю историю своего существования кафедра выпустила около двухсот художников–реставраторов монументально–декоративной живописи. Профессиональная подготовка студентов осуществляется в мастерских кафедры и на базе ведущих реставрационных организаций России, в первую очередь следует упомянуть Гос. НИИР, ГТГ, МНРХУ. Выпускники кафедры, среди которых уже много художников–реставраторов второй и первой квалификационных категорий, работают на уникальных объектах монументально–декоративного искусства самостоятельно или в коллективах ведущих реставрационных учреждений страны. Кроме выполнения чисто реставрационных работ они также расписывают стены старых и вновь построенных храмов, пишут иконы, декорируют особняки и усадьбы. Некоторые лучшие выпускники остались преподавать на кафедре. Трое из выпускников кафедры закончили аспирантуру и успешно защитили кандидатские диссертации.

teh_rzh_01.thumb teh_rzh_02.thumb teh_rzh_03.thumb teh_rzh_04.thumb teh_rzh_05.thumb

Все дисциплины художественного, художественно-технического и реставрационого циклов должны соединяться в непротиворечивое целое и становиться профессиональной сущностью будущего художника-реставратора монументально-декоративной живописи.

akadem_rzh_01.thumb akadem_rzh_02.thumb akadem_rzh_03.thumb akadem rzh 04.thumb  

Производственные практики наши студенты проходят в составах профессиональных бригад художников-реставраторов, либо в реставрационных отделах музеев и научно-исследовательских институтов. Например, на протяжении последних нескольких лет студенты 1–5 курсов выполняли практические реставрационные работы в Спасо-Преображенской церкви Ефросиньева монастыря в г. Полоцке, республика Белоруссия (XII в.), Спасо-Преображенском соборе о. Ваалама (живопись XIX в.), в Кирилло-Белозерском монастыре (живопись XVII–XIX вв.), в Архангельском и Благовещенском соборах Московского Кремля (живопись XVI–XIX вв.), в Рождественском соборе Пафнутия-Боровского монастыря (живопись XVII в.,) серии фрагментов стенописей I в. н. э. из Помпей (фонды ГМИИ им. А. С. Пушкина) и на многих других выдающихся памятниках монументально-декоративной живописи. Студенты нашей кафедры часто проходят производственные и преддипломные практики в отделах реставрации Государственной Третьяковской галереи и Гос. НИИ реставрации, где под руководством профессионалов реставрируют иконы XVI–XIX вв. и картины XIX в. из музейных фондов.

 

prak_rzh_01.thumb prak_rzh_02.thumb prak_rzh_03.thumb prak_rzh_04.thumb prak_rzh_05.thumb

Дипломные работы, выполняемые студентами кафедры на 6-м курсе, состоят из трёх основных заданий: реставрация фрагмента (или участка) стенных росписей, реставрация произведения темперной или масляной живописи и копирование произведения темперной или масляной живописи. Так, например, студенты выпуска 2014 года представили к защите самые разнообразные работы, среди которых реставрация настенной живописи Кирилло-Белозерского монастыря, галереи собора Покровского собора (Василия Блаженного) в Москве (XVII – XIX в.), лессовой полихромной скульптуры III- VI вв. из собрания ГМИИ им. Пушкина, икон XVIII в. из Ярославского художественного музея.

 

Кафедра постоянно оказывает благотворительную помощь нуждающимся вновь построенным храмам, передавая им иконы и фрагменты стенописи.

31 

Студенты 2 курса кафедры РМДЖ на экскурсии в Храм Святой Троицы в Никитниках

rest_mghpa

Cтуденты кафедры РМДЖ реставрируют стену МГХПА им. С.Г. Строганова во время летней практики 2012.

Кафедра регулярно участвует в реставрационных выставках, где представляет работы студентов, выполненные под руководством преподавателей кафедры. Можно указать, например, на выставку «Археология войны, возвращение из небытия», которая проходила в мае 2005 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина, или на выставку «Реставрация музейных ценностей России» (V триеннале), которая проводилась в Москве в 2006 г., международный форум «Сохранение культурного наследия» 2011 г., международную реставрационную выставку Denkmal 2012 г. в Москве, многие экспонаты были высоко оценены выставочными комиссиями и получили премии и дипломы.

Помещения кафедры РМДЖ располагаются на 10-м этаже нового корпуса нашего ВУЗа, есть две мастерские живописи и рисунка, три реставрационные мастерские, три мастерские по изучению живописных техник, аудитория для лекционных занятий. Можно утверждать, что разностороннее образование, гармоничное соединение в учебном процессе практических и теоретических дисциплин представляют нашим выпускникам широкий спектр возможностей для профессиональной самореализации.

1
2
3
4
5
6
7
1/7 
start stop bwd fwd

Преподаватели кафедры

Педагоги кафедры РМДЖ

(Реставрация монументально-декоративной живописи)

 
№ п/п

Ф.И.О.  ,

Должность

Дисциплины, которые ведут педагоги  
1

Бурый Владимир Прокофьевич,

Профессор, кандидат искусствоведения, художник- реставратор высшей категории, Член аттестационной комиссии Мин культуры РФ

Введение в специальность, 2 курс  
История и теория реставрации, 5 курс  
Реставрационные технологии, 4 курс  
Методика реставрации монументально-декоративной живописи, 5 курс  
2

Борисова Наталья Леонидовна,

Доцент, художник- реставратор высшей категории, Член аттестационной комиссии Мин культуры РФ

Техника живописи и технология живописных материалов, 1,2 курсы  
Копиров произв. монументального искусства, 3 курс  
Спец фото, 3 курс  
Техника проф. безопасности, 3 курс  
Рисунок, 5 курс  
Практика  
3

Дрезельс Светлана Симховна,

Старший преподаватель

Спецхимия, 1-3 курсы  
Физико-хим. методы исследования, 4 курс  
4

Ефремова Людмила Александровна,

Зав. кафедрой, доцент, кандидат искусствоведения

Реставрационная документация, 2 курс  
Иконография, 2,3 курсы  
История литературы, 2 курс  
5

Манин Юрий Аркадьевич,

Доцент

Техника монументальной живописи и технология живописных материалов,

1,2 курсы

 
Практикум по истории развития техник МДЖ, 1 курс  
Рисунок, 3 курс  
Материаловедение МДЖ, 2 курс  
Практика  
6

Орловский Петр Андреевич,

Старший преподаватель

Живопись, 2,4 курсы  
Рисунок, 2 курс  
Методика преподавания дисциплин изобразительного искусства, 5 курс  
7

Разанов Мухитдин Файзуллаевич,

Профессор

Техника живописи и технология живописных материалов,

3, 4 курс

 
Реставрационные технологии, 4, 5 курс  
Практика  
8

Слепухин Виктор Валерьевич,

декан факультета «искусство реставрации», доцент

Живопись, 1,3 курсы  
9

Трощинская Александра Викторовна,

Профессор, доктор искусствоведения

История орнамента и шрифта, 1 курс  
Музеефикация и хранение, 5 курс  
Основы законы В области И.И. И Муз д., 5 курс
10

Скворцов Александр Владимирович,

Доцент

Рисунок, 1 курс  
11

Гребенщикова Александра Борисовна,

Преподаватель, художник- реставратор первой категории.

Методика реставрации монументально-декоративной живописи (темпера),

3-5 курсы

 
 
 
13

Дмитриева Мария Борисовна,

Преподаватель

Спецбиология, 4 курс  
       

           Зав.кафедрой Л.А. Ефремова

             2.11.2016

 

Новости кафедры

Летняя выставка работ студентов кафедры «Реставрация монументально- декоративной живописи»

Летом 2016 года прошла выставка студентов 5,6 курсов кафедры «Реставрация монументально- декоративной живописи» Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г.Строганова в Государственном научно исследовательском институте реставрации.

Кафедра показала работы последних лет по реставрации фрагментов монументальной живописи, масляной и темперной живописи, выполненных как в рамках учебных дисциплин и реставрационных практик, так и некоторых дипломных студенческих работ.

В первую очередь обратило на себя внимание монументальное панно «Электрификация», находившееся на стене сносимого здания Стройбюро в городе Королёве Построенное в 1928- 30 годах по проекту архитектора А. Лангмана, это здание предназначалось для образцовой Болшевской трудовой коммуны и в настоящее время уже представляет собой интересный памятник истории. Спасение панно состоялось благодаря местной общественности и огласке в прессе.

В числе монументальных росписей, над которыми работали прошедшим летом студенты: реставрация восточного фасада «Успенского собора Московского Кремля», храма Иоанна Воина на Якиманке в г. Москвы, Свято-Никольского собора 1887-1906 г. в городе Саранске, в храме Воскресения Словущего, Московской обл., а также создании стенописей в храмах: Преподобного Сергея Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе (г. Москва), Христа Спасителя (г. Калининград), Ливадийского дворца в Крыму. 

Мастер-классы для маленьких пациентов международного проекта "Дети солнца"

Видеотека

Студенты академии имени Строганова отреставрировали панно авангардиста Маслова 

Выставка «Ступени к мастерству», где представлены работы студентов Московской Государственной художественно-промышленной академии имени Строганова

О миссии реставратора, непростом пути поиска решения и личной ответственности за результат в документальной хроники Алексея Борисова

«…Никогда нельзя на этих памятниках принимать быстрых категоричных решений. Это очень постепенный плавный процесс, и ты понимаешь памятник не сразу — никогда ты его сразу не поймёшь. Ты должен в него вникнуть, может даже немножко его исследовать. А может быть и не немножко, а множко. И так, шаг за шагом, ты входишь с силу этого памятника, в его структуру и художественную материю. Ты его начинаешь осознавать. И тогда ты можешь его нормально отреставрировать. Это касается и иконы, и тем более это касается какого-то объекта монументальной живописи, где просто без такого понимания памятника просто нельзя, на самом деле, подходить. Это не какая-то банальная структура, это живой организм со своей историей. Это как человек, понимаете? …Со своей историей рождения, зрелости, старости. Для такого памятника всегда очень актуальные моменты, которые надо понять. Надо их понять, как врач понимает больного человека. И когда ты поймёшь, ты уже соображаешь, что с этим делать, как этому старичку или старушке продлить жизнь… «, — говорит в фильме выдающийся реставратор, главный искусствовед Межобластного научно-реставрационного художественного управления Владимир Дмитриевич Сарабьянов.

В съёмках фильма-хроники участвовали: сотрудники кафедры РМДЖ МГХПА им. С, Г, Строганова художники-реставраторы Евгения Серёгина, Владимир Бурый, Александра Гребенщикова, Варвара Сергиеня; выпускники кафедры РМДЖ Дмитрий Черемисин, Анна Валуева, Илья Серёгин; студенты кафедры РМДЖ; Лев Лившиц, Полина Тычинских, зам. директора по научной работе Звенигородского музея Дмитрий Седов, руководитель архитектурной реставрации собора Успения на Городке Георгий Евдокимов и др.

Дополнительные материалы

Опыт выполнения декоративной росписи

Опыт выполнения декоративной росписи в современных помещениях 

(Составил доцент кафедры РМДЖ Ю.А. Манин – rmdg@mghpu.ru)

На кафедре Реставрации монументально-декоративной живописи в состав основных профессиональных дисциплин, кроме собственно реставрационных, входят дисциплины, дающие студентам знания, умения и навыки в области техники и технологии живописи и копировании произведений искусства. Одним из таких учебных курсов является «Техника монументальной живописи и технология живописных материалов». На занятиях по этому предмету студенты изучают приёмы монументальной живописи разных эпох и школ, в том числе декоративных росписей XVIII - первой половины XX века. Обучение по этой дисциплине не может считаться полноценным без проведения работ по росписи какого-либо интерьера студентами под руководством преподавателя в рамках учебно-производственной практики. В это время студенты сталкиваются со множеством новых трудностей, учатся решать массу технико-технологических и художественных задач, закрепляют полученные знания и навыки.  Создавая общий проект будущей росписи, преподаватель учитывает количество студентов, предполагаемую площадь росписи и ограниченное (обычно месяц) время работ. Архитектурные особенности интерьера и состояние поверхности стен также имеют важное значение. Обратимся к конкретным примерам.

1. Роспись тамбура  кафедры Реставрации монументально-декоративной живописи.

Работы на этом объекте велись двумя группами студентов. Помещение тамбура находилось в плохом состоянии. Первая группа за месяц успела только подготовить его для ведения живописных работ и сделать эскизы будущей росписи; 

Подготовка стен под живопись.

Перед началом работ был проведён осмотр поверхности стен и потолка. Были выявлены трещины, отставания (вздутия) меловой шпатлёвки вместе с однотонной покраской стен, следы от протечек ржавого цвета, выбоины и отверстия, сколы шпатлёвки по краям дверных и оконных проёмов. Кроме того верхняя часть стен и угловые участки потолка были покрыты остатками росписи, которую следовало удалить.

Студенты удалили остатки росписи, отставшую от стены шпатлёвку, расшили трещины. Применялись шпатели разных размеров и шлифовальная бумага («шкурка»). Использовалась защитная одежда и головные уборы, а также индивидуальные средства защиты дыхательных путей (маски) и закрытые очки для защиты глаз.

В результате удаления отставшей шпатлёвки открылось несколько участков стены, сделанной из очень непрочного, сыпучего материала.  

Поверхность стен и потолка была укреплена водным раствором акрилового состава ЛФ (один объём жидкости заводской концентрации, разбавленный тремя объёмами воды). Укрепление можно проводить и другими акриловыми или латексными грунтовками, имеющимися в продаже в строительных магазинах. Их не следует разбавлять, так как они уже разбавлены до рабочей консистенции. Пропитка при помощи поролонового валика повторялась дважды.

Затем проведено восполнение утрат и выравнивание поверхности. Использовалась меловая шпатлёвка на основе водной дисперсии акрилового сополимера (VGT шпатлёвка универсальная водно-дисперсионная акриловая), которая наносилась шпателями в несколько приёмов слоями не более 3-х мм толщины с перерывами для просушки для предотвращения растрескивания при высыхании и усадке. После окончательной просушки поверхность выровнена шлифовальной бумагой и пропитана составом ЛФ той же концентрации.  

Через сутки вся поверхность стен и потолка пропитана неразбавленным составом ЛФ, а на следующий день покрашена белой водно-дисперсионной краской (VGT краска белая водно-дисперсионная акриловая для покраски фасадов и интерьеров, а также помещений с повышенной влажностью). В результате всех проведённых операций помещение подготовлено для начала живописных работ.

После этого студенты сделали эскизы росписи потолка и одной из стен. Предварительные обмеры помещения и чертёж в масштабе 1: 10 были выполнены преподавателем и предоставлены студентам. Образцом для работы была выбрана декоративная роспись интерьера одного из залов Большого дворца Государственного музея-усадьбы «Архангельское» (т.н. второй Салон Робера или «Северный Робер»). Всегда хорошо освещённое помещение тамбура по своим пропорциям подходило именно для подобной нарядной, насыщенной деталями живописи. Все студенты были обеспечены соответствующим изобразительным материалом из электронного фонда образцов. Имелся также альбом с фотографиями. Студенты выполнили на бумаге пробные копии небольших фрагментов росписи. Это делалось для изучения красочной палитры и авторских живописных приёмов. Готовые эскизы сравнили затем с авторской росписью во время посещения усадьбы «Архангельское» в последний день практики.

Фото 1- 4. Интерьер тамбура. Состояние поверхности потолка и верхней части стен. До начала работ.

001_996x747
002_996x747
003_996x747
004_996x747
1/4 
start stop bwd fwd

Фото 5-6. В процессе удаления остатков росписи и участков отставшей от бетонного основания меловой шпатлёвки.


Simple Picture Slideshow:
Could not find folder /home/mghpu/mghpu.ru/docs/images/stories/Philip/1/RMDZh-5-6

 Фото 7-8. Пробное укрепление меловой шпатлёвки и участка цементной стены.

007_996x1328
008_996x1328
007_996x1328
008_996x1328
1/2 
start stop bwd fwd

Фото 9-10. Поверхность потолка и верхней части стен. В процессе заделки трещин и восполнения утрат шпатлёвки.

009_996x1328
010_996x1328
009_996x1328
010_996x1328
1/2 
start stop bwd fwd

Фото 11-13. Поверхность нижней части стен. В процессе заделки трещин и восполнения утрат шпатлёвки. 

011_1000x1333_1000x1333
012_1000x1333_1000x1333
013_1000x750_1000x750
1/3 
start stop bwd fwd

Фото 14-16. Потолок и верхние части стен. В процессе выравнивания шпатлёвки. Студентами применяются специальные защитные маски и  очки.

 

014_1000x750_1000x750
015_1000x1333_1000x1333
016_1000x750_1000x750
1/3 
start stop bwd fwd

Фото 17-18. Поверхность потолка и верхней части стен. В процессе пропитки укрепляющим составом ЛФ.

017_1000x750_1000x750
018_1000x1333
017_1000x750_1000x750
018_1000x1333
1/2 
start stop bwd fwd

Фото 19-22. Поверхность потолка и верхней части стен. После пропитки укрепляющим составом ЛФ.

019_1000x750
020_1000x750
021_1000x750
022_1000x1333
1/4 
start stop bwd fwd

Фото 23-25. Интерьер тамбура. В процессе нанесения водно-дисперсионной краски в качестве грунта под будущую роспись.

023_1000x1333
024_1000x1333
025_1000x1333
1/3 
start stop bwd fwd

Фото 26-27. Интерьер тамбура. Потолок и стены подготовлены под роспись.

026_1000x750
027_1000x750
026_1000x750
027_1000x750
1/2 
start stop bwd fwd

Фото 28. Образец для работы - роспись павильона «Северный Робер». 

028 1000x750 

Роспись выполнялась уже другой группой студентов. Для «привязки» росписи к интерьеру преподаватель разработал программу с обеспечением каждого участка будущей росписи образцами.

Программа росписи

В центре плафона помещается свободное овальное поле бледно жёлтого оттенка, обрамлённое профилированной филёнкой; по углам на светло жёлтом фоне – букеты сирени; всё это заключено в прямоугольную раму, составленную из гирлянды лавровых листьев и несложного рельефного орнамента, написанных в технике «гризайль». В верхней части стен – светло- зелёная полоса, на которой расположены натюрморты из фарфоровой посуды, по сторонам от них – изображения птиц в медальонах, по углам – букеты сирени. По границе стен и потолка проходит полоса иоников, написанных гризайлью. Поверхность стен ниже росписи выкрашивается в «персиковый» цвет. Работа ведётся водорастворимыми акриловыми красками.

Разметка стен, рисунок, колера

На стенах и потолке карандашом сделана фрагментарная разметка для выяснения масштаба частей будущей росписи. Затем стены и потолок расчерчены на участки. По фотографиям выполнены картоны всех изображений. Форма плафонного овала также была нарисована на рабочем картоне и затем перенесена на потолок. Для этого на тыльной стороне картона сангиной обведены контуры, после этого картон закреплён на потолке, и карандашом передавлен рисунок.

Составлены колера будущей росписи. Студенты, занимавшиеся этим, выезжали в музей-усадьбу «Архангельское» для того, чтобы понять, как одни и те же колера использовались художниками-декораторами в разных частях росписи. Затем были выполнены пробные выкраски на стенах. После корректировки колеров поверхность стен и потолка покрыта основными тонами в два слоя. С помощью кальки на неё перенесены контуры всех изображений.

Живописная часть работы.

Работа велась сразу во многих местах. Натюрморты и птицы в медальонах написаны отдельными студентами и являются «авторскими». Букеты сирени писали попеременно четыре студентки, помогая друг другу. Это позволило в определённой степени сблизить изображения по манере и качеству. Гирлянду лавровых листьев и карнизы в технике «гризайль» одновременно писали несколько человек «конвеерным» способом: кто-то писал света, продвигаясь вдоль изображения, за ним тут же шли, прописывая тени и т.д. В покраске стен ниже росписи в «персиковый» цвет также участвовало большинство студентов.

Работа с колерами в разных частях росписи имела свои особенности. Так, при написании натюрмортов, вначале на светло-зелёный фон при помощи кальки переводили внешний контур изображения. Затем полученный силуэт закрашивали средним тоном и переводили на него контуры отдельных предметов. Надо сказать, что средний тон предметов был светло-серого (жемчужного) цвета, немного светлее фона. После этого прокладывали две тональных градации тени. На полученное объёмное изображение переводили рисунок орнаментов и писали его светлой охрой. Тени на орнаментах писали красной охрой, прокладывая её, то плотно, то лессировочно поверх светлой охры. Самые тёмные места в тенях усиливали красной охрой с добавлением кадмия красного тёмного. В завершение прописывали кое-где внешние контуры теневым колером, объединяя общий силуэт изображения, делая его более отчётливым.

Изображения птиц в медальонах писали следующим образом. Вначале намечали двойную рамку и закрашивали внутреннее поле медальона. Для этого использовали средний тон натюрмортов, предварительно высветлив его белилами до молочного цвета. Рамку, как и все прямые полосы в росписи, делали с использованием малярного бумажного скотча. Его наклеивали по краям линий, образующих рамку. Затем свободные промежутки закрашивали краской и после её высыхания ленты скотча убирали. В медальонах на молочный фон переносили контуры птиц, делали подмалёвок серой краской и в завершение прописывали изображение необходимыми оттенками. При этом серый слой кое-где просвечивал, а там, где он закрашивался, краски, лежащие поверх него, приобретали серебристый благородный оттенок. При этом старались, чтобы силуэт птицы не выглядел слишком тёмным, пёстрым и контрастным по отношению к окружающей живописи. Все шесть медальонов с изображениями птиц согласовывались между собой в тоне и цвете.  

Букеты сирени писали так. На закрашенный фоновым цветом участок переносили внешние контуры букета и закрашивали силуэт серой краской. Прописывали формы натуральной умброй прозрачными слоями, усиливая тон в самых тёмных местах. Писали гроздья цветов, используя три градации серого тона. Вводили зелёный цвет на изображении листвы. Лессировали цветы голубыми и сиреневыми оттенками. На завершающей стадии объединяли массы листвы полупрозрачными синими, серыми и умбристыми прописями. Выделяли первый план на цветочных гроздьях светло-серыми, почти белильными мазками, имитирующими отдельные лепестки и писали несколько тонких веточек. Старались, чтобы букеты выглядели цельными, объёмными, то есть имели бы общую тень, уходящие в ракурсах в глубину боковые участки и выступающую на первый план середину. Блики на лепестках и отдельные веточки придавали изображению изящность и законченность.

Гирлянду лавровых листьев, карниз с иониками и рамки вокруг плафонного овала писали традиционными приёмами техники «гризайль». Гирлянда по основному серо-зелёному тону прописывалась двумя градациями светов. Для этого использовался тот же светло-зелёный колер, которым выкрашивалась верхняя часть стены под изображения натюрмортов, медальонов с птицами и букетов сирени. Этот колер разделялся на две тональные градации путём добавления основного серо-зелёного тона гирлянды в более тёмную градацию света. В тенях тоже использовались две тональных градации: более светлая, тёплая и более тёмная и холодная. Самые тёмные места подчёркивались красно-коричневой подрезкой. Ряд иоников и другие рамки, имитирующие гипсовую лепнину, имели основной тон такой же, как в изображениях натюрмортов. Светом на них служил колер молочного цвета, использованный на фонах в медальонах. Две тональных градации теней и красноватая подрезка составлялись специально для этих участков росписи.

При написании светов и теней на различных участках росписи, по возможности, старались учитывать реальный источник освещения – окно.

В результате работы удалось создать интересную и цельную по цвето-тональным качествам роспись, насыщенную, но при этом не перегруженную всевозможными подробностями. Для полного стилевого единства, осталось заменить прямоугольный светильник на круглый или овальный плафон с белым матовым стеклом.

Фото 29-30. Составление колеров.

029_1000x750
030_1000x749
029_1000x750
030_1000x749
1/2 
start stop bwd fwd

Фото 31-34. Разметка росписи, нанесение основных тонов на плафон.

 

031_1000x1000
032_1000x1333
033_1000x1335
034_1000x1333
1/4 
start stop bwd fwd
 

 Фото 35, 36. Изготовление рабочих картонов.

035_1000x1333
036_1000x1333
035_1000x1333
036_1000x1333
1/2 
start stop bwd fwd

Фото 37-42. Нанесение основных тонов будущей росписи.

037_1000x1335
038_1000x1335
039_1000x749
040_1000x749
041_1000x750
042_1000x749
1/6 
start stop bwd fwd

Фото 43-47. Разметка изображений, перенесение рисунка на стены с помощью калек.

043_1000x749
044_1000x749
045_1000x1333
046_1000x749
047_1000x1333
1/5 
start stop bwd fwd

Фото 48-72. Этапы росписи.

048_1000x749
049_1000x750
050_1000x749
051_1000x750
052_1000x749
053_1000x750
054_1000x750
055_1000x749
056_1000x749
057_1000x750
058_1000x750
059_1000x750
060_1000x750
061_1000x750
062_1000x750
063_1000x749
064_1000x750
065_1000x750
066_1000x750
067_1000x749
01/20 
start stop bwd fwd

Фото 73. Завершающая часть работы. Покраска нижней части стен в «персиковый» цвет.

073 1000x563

Фото 74-79. Работы по росписи тамбура кафедры Реставрации монументально-декоративной живописи завершены.

074_1000x750
075_1000x750
076_1000x750
077_1000x750
078_1000x835
079_1000x734
1/6 
start stop bwd fwd

2. Роспись вестибюля кафедры Художественного проектирования интерьеров.

Работа студентов началась с подготовки стен для ведения живописных работ. Аналогичные действия уже описаны в предыдущем примере. Единственное отличие было в том, что здесь пришлось заделывать раствором строительного алебастра сквозные отверстия и глубокие выбоины, оставшиеся после проводки кабеля пожарной сигнализации и других коммуникаций.

Проектные работы.

Одновременно с подготовкой стен были выполнены проектные работы по росписи. По предложению заведующего кафедрой ХПИ роспись спроектирована в классических традициях XIX века.  Предварительные обмеры помещения и чертёж в масштабе 1: 10 выполнены преподавателем и предоставлены студентам. Разработана колористическая система. Подобраны образцы для исполнения гризайлей. Выполнены пробные выкраски. Студенты выполнили рабочие картоны для будущих гризайлей.

Прототипом для росписи выбрана декорация одного из помещений Училища барона А.Л. Штиглица. Стены помещения по проекту поделены на три зоны. Фриз светлого тёплого тона украшен меандром. Средняя часть стен окрашена терракотовым цветом. Цокольная часть такого же тона, как фриз, имеет растительный орнамент по границе с терракотовым фоном, живописные вставки, имитирующие инкрустацию зелёным мрамором, и плинт, расписанный под тёмно-коричневый мрамор. Дверные проёмы предложено выделить живописными порталами, в десюдепортах разместить орнаментальные композиции с пальметтами посередине и завитками по сторонам от них. Все орнаменты, карнизы и обрамления должны выполняться в технике «гризайль». 

  Студенты были обеспечены соответствующим изобразительным материалом из электронного фонда образцов. Использовался также альбом с фотографиями росписи из Училища барона А.Л. Штиглица. 

Роспись стен.

На подготовленную поверхность стен была нанесена предварительная разметка. Затем стены выкрашены основными колерами в два слоя. После этого нанесена подробная разметка деталей росписи, с помощью калек перенесён рисунок будущих гризайлей. По рисунку заранее составленными колерами выполнена роспись. При этом использовались акриловые матовые краски «ManorHall» фирмы «VALKOR» и водные колеровочные пасты, круглые и плоские кисти разных размеров (щетина, синтетика, колонок).

Участки росписи, изображающие отделку стен мрамором, выполнены двумя видами красок: три участка акрилом и четыре маслом. Это позволило студентам сравнить декоративные свойства и специфические приёмы в использовании этих живописных материалов. Живопись «под мрамор» велась четырьмя колерами. Основной тон зелёного оттенка выкрашивали в первую очередь. Затем писали тёмные участки. После этого делали светлые голубоватые прожилки. Завершали роспись нанесением мягких высветлений на среднем тоне.

Нижняя полоса (плинт), имитирующая тёмный мрамор, написана в свободной манере тонами, составленными на основе умбры натуральной, светлой охры, белил и чёрной. На разных стадиях работы проводили фотофиксацию.

Распределение работ среди практикантов осуществлялось в соответствии с их способностями. Самые ответственные участки росписи – гризайли в десюдепортах и живописные вставки, имитирующие отделку стен мрамором – были поручены студентам, получившим отличные оценки по профильной дисциплине. При изготовлении рабочих картонов один и тот же декоративный мотив выполняли сразу несколько человек. На импровизированном просмотре определялся самый удачный вариант, который затем дорабатывали и пускали в работу. Покраску стен и общую разметку росписи осуществляли все студенты. Почти все практиканты участвовали в разметке и написании меандра на фризе и орнамента в нижней части стен.

Роспись преобразила невзрачное помещение вестибюля. Трёхчастное деление стен, живописные порталы и гризайли в десюдепортах, выделяющие дверные проёмы, придали структурность интерьеру. Пропорциональные соотношения геометрических пятен росписи связали в единую ритмичную композицию дверные и оконные проёмы, порталы лифтов и даже батареи отопления. Общие цветовые отношения, гризайлевые орнаменты и живописные вставки на нижних частях стен, имитирующие отделку мрамором, придали интерьеру возвышенное и строгое настроение. К сожалению, во время косметического ремонта здания двери вестибюля, так удачно вписавшиеся цветом и пропорциями в общий строй росписи, были заменены на новые, которые уже не сочетаются ни по цвету, ни по пропорциям с остальными частями интерьера. 

Фото 80. Один из чертежей с привязкой элементов декоративной композиции к реальным размерам помещения

080 1000x892

Фото 81. Цветной эскиз.

081 1000x750

Фото 82-84. Образцы декора для выполнения гризайлей.

 

082_1000x422
083_1000x760
084_1000x202
085_1000x1422
1/4 
start stop bwd fwd
  

Фото 85-86. Прототип. Декор интерьеров Училища барона А.Л. Штиглица.

085_1000x1422
086_1000x1428
085_1000x1422
086_1000x1428
1/2 
start stop bwd fwd

 Фото 87-89. Подготовка стен под роспись.

087_1000x750
088_1000x750
089_1000x750
1/3 
start stop bwd fwd

Фото 90-91. Подготовительные рисунки и кальки.

090_1000x505
091_1000x1137
090_1000x505
091_1000x1137
1/2 
start stop bwd fwd
 

Фото 96-105. Перенесение рисунка на рабочие участки и роспись стен в технике «гризайль»

096_1000x750
097_1000x750
098_1000x750
099_1000x750
100_1000x750
101_1000x750
102_1000x750
103_1000x750
104_1000x750
105_1000x1333
01/10 
start stop bwd fwd

Фото 106-116. Завершённая роспись. Общий вид и фрагменты.

106_1000x750
107_1000x750
108_1000x750
109_1000x750
110_1000x750
111_1000x750
112_1000x750
113_1000x235
114_1000x603
115_1000x750
116_1000x750
01/11 
start stop bwd fwd
 

Фото 117. Руководитель работ доцент кафедры РМДЖ Ю.А. Манин

117 1000x614 

3. Роспись стен, примыкающих к вестибюлю кафедры Художественного проектирования интерьеров.

Программа росписи.

По предложению заведующего кафедры ХПИ роспись стен, примыкающих к вестибюлю кафедры ХПИ спроектирована в классических традициях XIX века.  Предварительные обмеры стен и эскиз в масштабе 1: 10 выполнены преподавателем и предоставлены студентам. Стены, предназначенные под роспись, имеют многогранную поверхность, образованную выступами (пилонами) и балками. Дверные проёмы расположены не симметрично и с одной стороны вплотную примыкают к выступам. Кроме того, центральные участки плоскостей заняты интернет-оборудованием и кабелями пожарной сигнализации. Части стен и двери не пропорциональны между собой. Двери по своему стилю почти невозможно сочетать с предполагаемой классической росписью. Тем не менее решение было найдено. Образцом для учебного задания послужила роспись лестницы из музея-усадьбы «Архангельское». Она представляет шпалеру, состоящую из ромбовидной решётки, за которой изображены заросли цветущей сирени. Некоторые ветви выходят сквозь решётку и частично перекрывают её. Роспись лишена ярко выраженного центра и способна зрительно скрыть архитектурные недостатки стен и коммуникации. Кроме того, такая роспись позволяет включить современную дверь из стекла и пластика в общую композицию и тем самым сгладить стилистические противоречия.

Роспись стен.

Были изготовлены фотографии образцов: общего вида и фрагментов, разработана колористическая система, выполнены пробные выкраски. Под руководством преподавателя студенты выполнили предварительный рисунок непосредственно на стене, затем перевели его на кальку, которую перед этим тщательно проолифили и высушили. Затем на стену были нанесены два основных колера: (бежевый) цвет решётки и серый цвет подготовки под дальнейшую живопись.

 Так как стены имели много плоскостей, чтобы не запутаться, пришлось изготовить набор калек и составить общую схему их размещения на стенах. После этого перевели рисунок: на тыльной стороне калек сангиной обвели контуры изображения, кальки разместили на стенах и передавили рисунок карандашом на рабочую поверхность.

Завершающий этап работы проходил следующим образом. По серому слою в соответствии с рисунком нанесли коричневые тени, зелёным (холодным) колером написали ветви и листья, светло-зелёным (тёплым) сделали освещённые части листвы, написали на ней блики. Соцветия сирени писали серым цветом в три градации тона, затем отдельные группы цветов лессировали по теням синим цветом, а другие сиреневым. На изображении решетки сделали блики и падающие от ветвей тени. 

При этом использовались водорастворимые интерьерные акриловые матовые краски, художественные краски и колеровочные водные пасты, круглые и плоские кисти разных размеров (щетина, синтетика, колонок). На разных стадиях работы проводили фотофиксацию.

Так были расписаны две стены, примыкающие к вестибюлю кафедры ХПИ. Роспись восточной стены получилась более нарядная, в верхней части как бы освещённая солнцем. Её условно назвали «Утро». На западной стене живопись более сдержанная и цельная, в холодных тонах. Она получила название «Вечер».

Удачно найден масштаб ромбов и толщина полос решётки. Они сочетаются как с общими размерами дверей, так и с их частями вплоть до дверных ручек. Цвет дверей стал частью цветовой композиции росписи. Здесь применён также принцип контраста зеленоватого колорита в изображении сирени к тёплому колориту росписи вестибюля, которая видна сквозь дверные стёкла. Простая, геометричная по характеру роспись вестибюля получила обрамление из растительных мотивов, насыщенных всевозможными деталями.    

* * *

В заключение, надо отметить, что работы по росписи интерьеров помогли студентам не только лучше усвоить те или иные живописные приёмы, но и показали важность композиции в монументально-декоративной живописи. Студенты убедились в том, что монументальная живопись способна зрительно увеличить объём помещения (как в росписи тамбура), придать интерьеру определённый характер и эмоциональную окраску (роспись вестибюля) или скрыть архитектурные недостатки (роспись стен, примыкающих к вестибюлю). Сомасштабность частей росписи с конструктивными элементами архитектуры, связь изображений и архитектуры в единое целое, учёт особенностей освещения при создании колорита росписи – все эти качества хорошей монументальной живописи проявились как необходимые элементы профессионализма, которые также необходимо осваивать студентам.   

 Фото 118. Одна из стен, примыкающих к вестибюлю кафедры ХПИ (восточная)

118 1000x1333

Фото 119, 120. Образцы росписи из музея-усадьбы «Архангельское».

119_1000x1518
120_1000x1333
119_1000x1518
120_1000x1333
1/2 
start stop bwd fwd

Фото 121. Эскиз росписи.

121 1000x1271

Фото 122, 123. Разметка рисунка на восточной стене.

122_1000x1335
123_1000x1335
122_1000x1335
123_1000x1335
1/2 
start stop bwd fwd

Фото 124, 125. Перевод рисунка на кальки.

124_1000x1335
125_1000x1335
124_1000x1335
125_1000x1335
1/2 
start stop bwd fwd

Фото 126-131. Этапы работы по росписи восточной стены.

126_1000x1335
127_1000x1340
128_1000x1340
129_1000x1340
130_1000x1340
131_1000x1335
1/6 
start stop bwd fwd

Фото132. Роспись восточной стены. Завершённая работа.

132 1000x1335

Фото 133-134. Перевод рисунка на кальки для росписи западной стены.

133_1000x561
134_1000x561
133_1000x561
134_1000x561
1/2 
start stop bwd fwd

Фото 135, 136 . Схема размещения калек на стене, проба колеров.

135_1000x1781
136_1000x561
135_1000x1781
136_1000x561
1/2 
start stop bwd fwd

Фото 137-139. Этапы работы.

137_1000x1333
138_1000x1781
139_1000x561
1/3 
start stop bwd fwd
 

Фото 140. Завершённая роспись западной стены.  

140 1000x1333

 

О руководстве дипломным проектом

 

О руководстве дипломным проектом, выполненным для общественно значимого объекта. 

(Составил доцент кафедры РМДЖ Ю.А. Манин – rmdg@mghpu.ru)

 Кафедра Реставрации монументально-декоративной живописи сотрудничает с различными реставрационными организациями, музеями, благотворительными фондами, монастырями и приходами Русской православной церкви. Одной из форм этого сотрудничества является безвозмездная передача православным приходам студенческих работ – копий с икон и стенописей, которые в дальнейшем размещаются в храмах. 

 Так в 2016 году на кафедре, в рамках курсов дополнительных профессиональных программ (профессиональной переподготовки) была создана живописная копия фрагмента греческой стенописи XVI в. «Богоматерь с младенцем Христом». Эта копия являлась выпускной дипломной работой студентки Е.С. Озеровой и была выполнена под руководством доцента кафедры Ю.А. Манина. Работа велась с максимальным приближением к фреско-темперной технике оригинала по слою известково-песчаной штукатурки, нанесённой на специально подготовленный планшет.

После успешной защиты диплома Е.С. Озерова сообщила своему руководителю Ю.А. Манину о желании настоятеля Владимирского храма, недавно построенного в Свиблово, принять её дипломную копию в качестве алтарной (запрестольной) иконы. Проблема была в том, что при передвижениях копии по кафедре штукатурка вместе с красочным слоем во многих местах отслоилась от планшета и могла осыпаться при транспортировке.

 Ю.А. Манин вместе с дипломницей провёл аварийную реставрацию живописной копии. Пришлось заклеить лицевую сторону двумя слоями марли для предотвращения разрушений живописи. Затем штукатурный слой с живописью отслоили от планшета. Очистили планшет от остатков штукатурки и укрепили его деревянными брусками с тыльной стороны. Оборотную сторону штукатурного слоя выровняли и пропитали укрепляющим составом. После этого на неё нанесли специальную клеящую пасту и прижали к планшету. После проверки прочности крепления штукатурки с живописью на планшете её освободили от марли.

Работа проходила не без трудностей. Несколько небольших фрагментов живописи при отслоении остались на планшете. Их пришлось отдельно срезать и потом монтировать на свои места после приклеивания основной штукатурной пластины. После шпатлёвки швов и мелких утрат штукатурки провели тонирование утрат живописи.

После всех проведённых мероприятий дипломная работа получила необходимую прочность и может теперь не только находиться на почётном месте в алтаре храма, но её можно перемещать при необходимости как внутри церкви, так и на свежем воздухе, участвуя в крестных ходах.

1. Дипломная работа Е.С. Озеровой 01

 

 2, 3. Во время защиты 02

03

 

4. Выравнивание оборотной стороны штукатурки после отслоения от планшета 04

 

5. Удаление марли с лицевой стороны 05

 

6, 7. Закрепление фрагмента штукатурки с живописью на своё место06

07

 

8. Восполнение утрат грунта и выравнивание поверхности08

 

9. Перед тонированием красочного слоя 09

 

10. Ц. Священномученика Владимира Митрополита Киевского в Свиблово
010

 

11. Во время транспортировки 010

 

12. Дипломная копия в алтаре храма 012

шаблоны joomla