Кафедра "Реставрация художественного металла"


Кафедра "Реставрация художественного металла"

 

О кафедре

Кафедра "Рестав­ра­ция худо­же­ствен­ного металла" была создана в МГХПУ им. С. Г. Стро­га­нова в 1999 году и в боль­шей сте­пени ори­ен­ти­ро­вана на под­го­товку спе­ци­а­ли­стов в обла­сти музей­ной и архео­ло­ги­че­ской рестав­ра­ции. Резуль­та­том этой дея­тель­но­сти явля­ется все­сто­рон­нее, под­линно науч­ное иссле­до­ва­ние, цель кото­рого — уста­нов­ле­ние, выяв­ле­ние и обос­но­ва­ние всех куль­тур­ных, вре­мен­ных и тех­но­ло­ги­че­ских аспек­тов, свя­зан­ных с про­ис­хож­де­нием дан­ного памят­ника, и, сле­до­ва­тельно, с его исто­ри­че­ской и худо­же­ствен­ной ценностью.

Прове­де­ние ком­плекс­ного изу­че­ния памят­ника тре­бует от рестав­ра­тора глу­бо­кого погру­же­ния в самые раз­лич­ные сферы искус­ство­ве­де­ния, зна­ния мно­гих физи­че­ских и хими­че­ских про­цес­сов, пони­ма­ния и прак­ти­че­ского вла­де­ния всеми при­е­мами обра­ботки не только раз­лич­ных метал­лов, но и мно­же­ства дру­гих мате­ри­а­лов, часто сопро­вож­да­ю­щих изде­лие из металла. Но этого мало. Рестав­ра­тор обя­зан быть еще и худож­ни­ком, спо­соб­ным не только вос­при­нять, но и все­цело погру­зиться и про­ник­нуть в замы­сел дру­гого, часто не извест­ного ему мастера, твор­че­ство кото­рого зача­стую отде­ляют от нас мно­гие сто­ле­тия. Для того чтобы удо­вле­тво­рить потреб­ность в таких пои­стине уни­каль­ных спе­ци­а­ли­стах, необ­хо­дима осо­бая система под­го­товки кад­ров, кото­рую может обес­пе­чить только по-насто­я­щему про­фес­сио­наль­ная кафедра.

Обра­зо­ва­ние на кафедре РХМ поз­во­ляет фор­ми­ро­вать спе­ци­а­ли­стов широ­кого про­филя. Наши выпуск­ники — это и худож­ники, и, одновре­менно, иссле­до­ва­тели и рестав­ра­торы, спо­соб­ные выпол­нить весь ком­плекс работ по чистке, кон­сер­ва­ции и рекон­струк­ции памятника.

mix1_rm_01.thumbmix1_rm_02.thumbmix1_rm_03.thumbmix1_rm_04.thumbmix1_rm_05.thumb

Обуче­ние на кафедре стро­иться по прин­ципу: от про­стого — к слож­ному. Еще на пер­вом курсе сту­денты учатся, как обра­щаться с памят­ни­ком, как пра­вильно выпол­нить обмеры и гра­фи­че­ски изоб­ра­зить изде­лие в тра­ди­ци­он­ной для Стро­га­новки тех­нике отмывки. На это, в част­но­сти, наце­лено изу­че­ние такого важ­ного пред­мета, как «Обмеры». Ведет этот пред­мет моло­дой пре­по­да­ва­тель Соло­вьева Е. Н. — лау­реат меж­ду­на­род­ных и Всерос­сий­ских кон­кур­сов по юве­лир­ному искус­ству. Значе­ние этой дис­ци­плины для буду­щего худож­ника-рестав­ра­тора едва ли можно пере­оце­нить. В наши дни уда­ется вос­ста­но­вить мно­же­ство повре­жден­ных или даже вовсе утра­чен­ных памят­ни­ков только бла­го­даря тому, что в свое время с них были сде­ланы обмеры. Кроме того, в про­цессе обу­че­ния на млад­ших кур­сах сту­денты делают очень много копий, бла­го­даря чему они поэтапно изу­чают тех­но­ло­ги­че­ские про­цессы, свя­зан­ные с обра­бот­кой метал­лов. Логич­ным про­дол­же­ние и раз­ви­тием пред­мета «Обмеры» явля­ется еще одна базо­вая дис­ци­плина — «Проект рекон­струк­ции», под­ра­зу­ме­ва­ю­щая научно дока­зу­е­мое и обос­но­ван­ное вос­ста­нов­ле­ние утрат, име­ю­щихся на памят­нике. Выпол­не­ние зада­ния по этому пред­мету свя­зано с изу­че­нием и ана­ли­зом кон­крет­ных вещей из музей­ных кол­лек­ций. Студенты много и серьезно рабо­тают в музеях, архи­вах, биб­лио­те­ках, ищут ана­ло­гич­ные памят­ники, состав­ляют типо­ло­ги­че­ские ряды. В итоге они пишут серьез­ный труд, где дока­зы­ва­ется, что именно было утра­чено. Это уже насто­я­щая науч­ная работа, в состав кото­рой помимо опи­са­ния пред­мета и изло­же­ния дока­за­тельств, вхо­дят фото­гра­фии, зари­совки и все то, что может сви­де­тель­ство­вать в пользу того, что памят­ник изна­чально имел такой вид.

Обуче­ние на кафедре стро­иться по прин­ципу: от про­стого — к слож­ному. Еще на пер­вом курсе сту­денты учатся, как обра­щаться с памят­ни­ком, как пра­вильно выпол­нить обмеры и гра­фи­че­ски изоб­ра­зить изде­лие в тра­ди­ци­он­ной для Стро­га­новки тех­нике отмывки. На это, в част­но­сти, наце­лено изу­че­ние такого важ­ного пред­мета, как «Обмеры». Ведет этот пред­мет моло­дой пре­по­да­ва­тель Соло­вьева Е. Н. — лау­реат меж­ду­на­род­ных и Всерос­сий­ских кон­кур­сов по юве­лир­ному искус­ству. Значе­ние этой дис­ци­плины для буду­щего худож­ника-рестав­ра­тора едва ли можно пере­оце­нить. В наши дни уда­ется вос­ста­но­вить мно­же­ство повре­жден­ных или даже вовсе утра­чен­ных памят­ни­ков только бла­го­даря тому, что в свое время с них были сде­ланы обмеры. Кроме того, в про­цессе обу­че­ния на млад­ших кур­сах сту­денты делают очень много копий, бла­го­даря чему они поэтапно изу­чают тех­но­ло­ги­че­ские про­цессы, свя­зан­ные с обра­бот­кой метал­лов. Логич­ным про­дол­же­ние и раз­ви­тием пред­мета «Обмеры» явля­ется еще одна базо­вая дис­ци­плина — «Проект рекон­струк­ции», под­ра­зу­ме­ва­ю­щая научно дока­зу­е­мое и обос­но­ван­ное вос­ста­нов­ле­ние утрат, име­ю­щихся на памят­нике. Выпол­не­ние зада­ния по этому пред­мету свя­зано с изу­че­нием и ана­ли­зом кон­крет­ных вещей из музей­ных кол­лек­ций. Студенты много и серьезно рабо­тают в музеях, архи­вах, биб­лио­те­ках, ищут ана­ло­гич­ные памят­ники, состав­ляют типо­ло­ги­че­ские ряды. В итоге они пишут серьез­ный труд, где дока­зы­ва­ется, что именно было утра­чено. Это уже насто­я­щая науч­ная работа, в состав кото­рой помимо опи­са­ния пред­мета и изло­же­ния дока­за­тельств, вхо­дят фото­гра­фии, зари­совки и все то, что может сви­де­тель­ство­вать в пользу того, что памят­ник изна­чально имел такой вид.

Когда для кафедры «Рестав­ра­ция худо­же­ствен­ного металла» раз­ра­ба­ты­ва­лась учеб­ная про­грамма, во главу угла ста­ви­лись тра­ди­ции Стро­га­новки, начи­ная с того вре­мени, когда это учеб­ное заве­де­ние носило титул Импе­ра­тор­ского учи­лища, и с уче­том всего того, что было накоп­лено позже, уже в совет­ский период. Мы взяли за основу все самое луч­шее из бога­тей­шего насле­дия Стро­га­новки и активно раз­ви­ваем эти дости­же­ния сегодня. Очень важно, что сту­денты кафедры про­хо­дят пол­ный ака­де­ми­че­ский курс обще­ху­до­же­ствен­ной под­го­товки, вклю­ча­ю­щей рису­нок, живо­пись, скульп­туру, в том числе — спе­ци­аль­ную, общую исто­рию искусств. Вместе с тем у нас есть своя спе­ци­фика, про­яв­ля­ю­ща­яся в том, что наши уче­ники должны очень глу­боко погру­жаться в изу­че­ние исто­рии памят­ни­ков, тех­но­ло­гии обра­ботки и свойств метал­лов. Разу­ме­ется, это нашло отра­же­ние в создан­ных кафед­рой обра­зо­ва­тель­ных мето­ди­ках, где при­о­ри­тет отда­ется обу­че­нию юве­лир­ному искусству.

mix2_rm_01.thumbmix2_rm_02.thumbmix2_rm_03.thumbmix2_rm_04.thumbmix2_rm_05.thumb

Оцени­вая все мно­го­об­ра­зие спо­со­бов при­ме­не­ния металла в деко­ра­тивно-при­клад­ном искус­стве, не сле­дует забы­вать о том, что металл очень часто соче­та­ется с дру­гими мате­ри­а­лами, среди кото­рых камень, дерево, кожа, рог, кость и т. д. Поэтому наши сту­денты пре­красно раз­би­ра­ются и в этих мате­ри­а­лах. Напри­мер, в маги­стра­туре в тече­ние года мы даем курс при­клад­ной гемо­ло­гии. Буду­щие маги­стры полу­чают зна­ния по всем типам кам­ней, изу­чают при­су­щие им дефекты и все виды огранки. Мето­дика пре­по­да­ва­ния при­клад­ной гемо­ло­гии была раз­ра­бо­тана бле­стя­щим спе­ци­а­ли­стом в этой обла­сти, про­фес­со­ром кафедры А. П. Крыло­вым, опыт­ней­шим педа­го­гом, пре­крас­ным юве­ли­ром и дизай­не­ром. Говоря о дру­гих заме­ча­тель­ных пре­по­да­ва­те­лях кафедры, нельзя не ска­зать о кан­ди­дате искус­ство­ве­де­ния Крас­но­сель­ской Н. Ю., кото­рая ведет научно-иссле­до­ва­тель­скую работу в маги­стра­туре. С огром­ным ува­же­нием кол­лек­тив кафедры отно­ситься к Г. М. Крюк, явля­ю­щейся стар­шим сотруд­ни­ком отдела дра­го­цен­ных метал­лов ГИМ и соче­та­ю­щей серьез­ную науч­ную работу в музее с пре­по­да­ва­тель­ской дея­тель­но­стью. И, конечно, мы гор­димся нашими масте­рами про­из­вод­ствен­ного обу­че­ния В. И. Вдов­ченко, К. М. Гребен­ко­вым и Дымченко Т. Ю., пре­по­да­ва­тель­ский стаж кото­рых исчис­ля­ется несколь­кими десятилетиями.

Боль­шое зна­че­ние для ста­нов­ле­ния кафедры, ее дея­тель­но­сти и раз­ви­тия имеет сотруд­ни­че­ство с круп­ней­шими музе­ями Москвы. Идея о таком вза­и­мо­дей­ствии появи­лась отнюдь не слу­чайно. Созда­ние столь спе­ци­фи­че­ской кафедры, как «Рестав­ра­ция худо­же­ствен­ного металла» в МГХПУ им. С. Г. Стро­га­нова есте­ственно потре­бо­вало уча­стия и помощи спе­ци­а­ли­стов наших музеев, пре­жде всего таких, как Госу­дар­ствен­ный Исто­ри­че­ский музей и объ­еди­не­ния «Музеи Москов­ского Кремля».

Рестав­ра­тор, полу­чив­ший под­го­товку в Стро­га­новке, оди­на­ково хорошо раз­би­ра­ется во всех аспек­тах рестав­ра­ции про­из­ве­де­ний деко­ра­тивно-при­клад­ного искус­ства: и тех­но­ло­ги­че­ских, и худо­же­ствен­ных, и морально-эти­че­ских. Вот почему мы смело гово­рим о том, что пре­иму­ще­ство наших выпуск­ни­ков в том, что они одновре­менно и худож­ники, и мастера, и уче­ные, и фило­софы. Им при­суще целост­ное, систем­ное виде­ние задач, сто­я­щих перед науч­ной рестав­ра­цией, и они в своей работе все­гда будут руко­вод­ство­ваться свя­щен­ными для истин­ного рестав­ра­тора пра­ви­лом, кото­рое гла­сит: не навреди!

mag_rm_01.thumbmag_rm_02.thumbmag_rm_03.thumbmag_rm_04.thumbmag_rm_05.thumb

Программа обучения

Академический бакалавриат

Магистратура

Направление 54.04.04 Реставрация

Профиль Реставрация металла

  1. Примерная тематика магистерских диссертаций:
    1. «Исследование технико-технологических особенностей черневого искусства Москвы на примере серебряного стакана 1791 год. Из собрания ГИМ».
    2. Исследование особенностей изготовление ювелирных украшений из раскопок гробниц Древней Адыгеи IV тыс. до н. э. Из коллекции ГИМ».
    3. «Исследование комплекса ювелирных технологий на примере чашечки XVIII-XIX веков. Армения. Из собрания ГИМ».
    4. Исследование техники эгломизе XVI - XIX веков на примере изделий ДПИ из собрания Государственного Исторического Музея».
    5. «Исследование художественно-технических приемов в ювелирном искусстве Франции конца XIX – начала XX века».
  1. Примерные темы курсовых работ:
    1. «Исследование и реконструкция чарки 1672 года из собрания Государственного Исторического Музея».
    2. «Исследование портретов императора Николая II и императрицы Александры Федоровны нач. XX в. в технике цветной хромолитографии на жести».
    3. «Исследование кошелька XIX в. в технике золотного шитья из собрания Государственного Исторического Музея».
    4. «Исследование митры XVIII в. из собрания  Государственного Исторического Музея».
    5. «Исследование хороса начала XX в. работы Ф.Я. Мишукова  из собрания ГИМ».
    6. «Исследование сахарницы фирмы О. Курлюкова  из собрания Государственного Исторического Музея».
    7. «Исследование жемчужных серег конца XVIII в. из собрания Государственного Исторического Музея».
    8. «Исследование техники зерни на примере сканных риз XIX века из собрания Государственного Исторического Музея».
    9. «Исследование имитаций перламутра и их использование в реконструкции утрат напрестольного креста XIX в. из собрания ГИМ».
    10. «Исследование техники черни на примере памятников из собрания Государственного Исторического музея».
  1. Программное обеспечение (графические программы, изучаемые в процессе обучения);
  2. Microsoft office
  3. Adobe Photoshop
  4. 3d max
  5. Перечень основной литературы с 2010 года и дополнительной литературы.

Основная литература:

  1. Амелёхина С. А., Моршакова Е. А. Российские императоры и Оружейная палата. Государственные музеи Московского Кремля. М.: Музей Московского Кремля, 2006.
  2. Аксенова А.И., Гордеев С.П. Золотая кладовая. Каталог ФГУК «Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Владимир: Типография «Новости», 2008.
  3. Бенетт Д., Маскетти Д. Ювелирное искусство: Справочник. М.: Арт-Родник, 2007.
  4. Вишневская И.И. Жемчужное шитье на Руси. Каталог ФГУК Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». М., 2014.
  5. Гримвейд Марк Ф.  Руководство по пайке и другим техникам соединения в производстве ювелирных изделий. М.,
  6. Два века французской элегантности. Декоративное искусство XVIIXVIII веков из собрания Государственного Эрмитажа.// Каталог выставки. СПб.: ОА «Славия», 2012.
  7. Коварская С.Я., Горбатова И.В. Ювелирные украшения и табакерки. Каталог ФГУК Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». М.: ИПП «Куна», 2008.
  8. Красносельская Н.Ю. Художественный металл. Усадебная архитектура Москвы конца XVIII – начала XIX  века. М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2013.
  9. Крылов А.П. Геммология. Учебное пособие. М.: МГХПУ им. С.Г. Строганова, 2008.
  10. Крылов А.П. Рецептурный справочник сплавов. Учебно-методическое пособие для студентов кафедры РХМ. М., 2016.
  11. Пешехонова Л. Искусство Рене Лалика. Каталог. М.: сВо арт, 2010.
  12. Популярная библиотека химических элементов. М.: Издательство «Наука», 2007.
  13. Рашкован Н.В. Художественное серебро XVI – XVIII вв. с территории исторической и современной Речи Посполитой в музеях Московского Кремля. Варшава: Аграф, 2006.
  14. Ткачев А. Русское декоративно-прикладное искусство XVIII – XX вв. и предметы Фаберже. М., 2007.
  15. Стерлигова И.А. Небесная красота и земная слава. Сапфир в культуре средневековой Руси. Каталог ФГУК Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». М., 2012.
  16.  Чавушьян Д.М., Зива В.Ф., Красносельская Н.Ю., Чавушьян С.Л., Крюк Г.М. Ажурные ювелирные техники обработки художественного металла, филигрань и ажурное литье. Сборник научно-исследовательских работ кафедры Реставрации Художественного Металла. Вопросы реставрации и атрибуции №1. М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2012.
  17. Чавушьян Д.М. Московская скань конца XVIII – начала XX века. М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2009.
  18. Шитова Л. Русские иконы в драгоценных окладах. Свято-Троицкая Сергиева лавра. Сергиев Посад, 2005.

Дополнительная литература:

  1. Андрющенко А.И. Руководство золотых и серебряных дел мастерства. М.: Издательство В. Шевчук, 2004.
  2. Абросимова А. А. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. М., 1978.
  3. Баталова И.П. Работа с натуральной костью М.: Эксмо 2005.
  4. Бех Н.И., Васильев В.А., Гини Э.Ч., Петриченко А.М.  Мир художественного литья. История технологии. УРСС. М., 1997
  5. Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела. Л., 1973.
  6. Буркат Г.К. Серебрение, золочение, палладирование и родирование. М.,  1984.
  7. Варгин В.В. Технология эмалей и эмалирование металлов.  М., 1958.
  8. Гольдберг Т.Г. Очерки по истории серебряного дела в России в первой половине XVIII века. Труды ГИМ, вып. XVIII, М. 1947.
  9. Игошев В.В. Ярославское художественное серебро XVI-XVIII вв. М., 1997.
  10. Костина И.Д. Произведения московских серебряников первой половины XVIII века. Каталог. Московский Кремль. М., 2003.
  11. Манускрипт Теофила. Записка о разных искусствах // Сообщения ВЦНИЛКР. Вып. 7. М., 1963.
  12. Марченков В.И. Ювелирное дело. М.: Высш.шк., 1975.
  13. Маркова Г.А. Художественное серебро Голландии. М.:  Художник и книга, 2003.
  14. Маркова Г.А. Немецкое художественное серебро XVI – XVIII веков. М., 1975.
  15. Минасян Р.С. Техника литья "чудских образков"// АСГЭ, №32. СПб, 1995.
  16. Минасян Р.С. Матрица–«формер». //Археологический сборник. Государственный Эрмитаж. Искусство, Ленинград, 1988.
  17. Минасян Р.С.  Литейное производство на Северном Кавказе в эпоху ранней бронзы.//Между Азией и Европой. Кавказ в IV-I тыс. до н.э. СПб.,1996.
  18. Моисеивич В.М. Работа мастера-позолотчика, Л-М.: Госстройиздат, 1957.
  19. Неглинская М.А. Китайские перегородчатые эмали 15-20 век. М., 2003.
  20. Новиков В.П., Павлов В. С. Ручное изготовление ювелирных украшений. — Л.: Политехника,1991.
  21. Павлов В.С. Ручное изготовление ювелирных украшений М., 1991.
  22. Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Русское черневое искусство.  М., 1972.
  23. Постникова-Лосева М.М. Русское ювелирное искусство: его центры и мастера. М.: Наука, 1974.
  24. Постникова-Лосева М.М.  Золотое и серебряное дело XV – XX вв. М.: Наука, 1983.
  25. Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г. Изделия из драгоценных металлов. Русское декоративное искусство. XIX – начало XX века. Под ред. А.И. Леонова. Т.3. М., 1984.
  26. Ратманский М.И., Шелемина Н.В. Энциклопедия забытых рецептов. Практическое руководство.  М., 1994.
  27. Рындина А.В., 1963. Древнерусская мелкая пластика. Новгород и Центральная Русь. Издательство М.: Наука, 1978.
  28. Рындина. Н.В. Древнее металлообрабатывающее производство юго-восточной Европы.  М.,1998.
  29. Селимханов И.Р. Разгаданные секреты древней бронзы. М.,1970.
  30. Скурлов В., Смородинова Г. Фаберже и русские придворные ювелиры. М., 2001.
  31. Флёров А.В. Материаловедение и технология художественной обработки металлов.  М.: Издательство В. Шевчук,  2001.

Преподаватели

Сегодня на кафедре "Художественная реставрация металла" работают:

1. Чаву­шьян Данил Макар­ты­че­вич, Заслуженный художник РФ, кандидат искусствоведения, про­фес­сор, заведующий кафедрой;

2. Крылов Анато­лий Порфи­лье­вич, про­фес­сор кафедры;

3. Крюк Галина Михай­ловна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры;

4. Крас­но­сель­ская Ната­лья Юрьевна, кан­ди­дат искус­ство­ве­де­ния, доцент кафедры;

5. Евстратов Аркадий Владимирович, кандидат химических наук, доцент кафедры;

6. Зива Валентина Федоровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры;

7. Карасев Олег Александрович, доцент кафедры;

8. Тюляхов Иннокентий Иннокентьевич, преподаватель кафедры;

9. Чавушьян Светлана Леонидовна, преподаватель.

шаблоны joomla