Кафедра "Академический рисунок"

Кафедра "Академический рисунок"

 

О кафедре

 

После Великой Отечественной войны, в 1945 году, советское правительство приняло постановление восстановить Строгановское училище. В Московском Высшем Художественно – Промышленном училище были основаны специализированные факультеты, кафедры и среди них – кафедра рисунка. Назначение кафедры состояло в обучение студентов умению грамотно и уверенно изображать окружающий мир графическими средствами, применять эти приобретенные знания в будущих специализациях мастеров – проектировщиков различных отраслей декоративно – прикладного искусства.

Именно это направление и отличает кафедру рисунка МГХПА от сугубо художественных вузов страны по задачам и методам обучения. В художественных вузах, где рисунку отведено достаточное количество часов, традиционно используется так называемый «академический» рисунок. В вузах художественно – промышленного профиля, в частности в МГХПА, в данной дисциплине одной и главных задач  становится формирование профессионального предметного восприятия и мышления будущих художников.

Прикладная концепция обучения рисунку в академии имеет глубокие исторические корни. Не смотря на то, что кафедре рисунка чуть более 60-ти лет, формирование «строгановского» стиля рисования началось ещё в середине ХIХ века.

Если рассмотреть строгановскую методику обучения рисунку в историческом контексте, то необходимо отметить, что за время существования учебного рисунка в вузе выделились 4 подхода  к преподаванию: копировальный, натурный, изобретательский и объёмно-пространственный. Эволюция этих подходов была обусловлена чёткой ориентацией училища на подготовку целого спектра специалистов в разных областях художественно-промышленного производства. 

1234

 

Формирование специфики строгановского рисунка относится к периоду 1825-1848 гг. «Школа  рисования в отношении к искусствам и ремеслам», как в те годы называлась Академия, была обязана воспитывать художников различных ремесленных специальностей – «орнаментовщиков», а также учителей рисования как для самой Школы, так и для губернских гимназий. С этой целью в стенах Школы были оборудованы мастерские, где учащиеся отрабатывали профессиональные навыки в избираемых ремеслах. Это были столярная, керамическая, литографская, ситценабивная мастерские и ряд других. В них учащиеся по своим рисункам изготовляли различные орнаменты для тканей, расписывали фарфоровую и фаянсовую посуду, переводили планы станков и машин в изометрию и перспективу и т.д.

С учетом специализированной направленности обучения была разработана соответствующая программа по учебному рисунку, получившего название «приуготовительный», предусматривавшая 6-летний срок обучения и основывавшаяся на копировальном и натурном подходах к рисованию, с преобладанием первого. Основной задачей данного метода обучения было воспитание элементарной графической грамотности, развитие способности выполнять технологически верные рисунки.

Копировальный подход предусматривал впервые 3 года обучения, в которые входили копирование рисунков геометрических тел, линейная коллекция, контуры цветов и орнаментов со специальных таблиц. Для этого графом Строгановым во Франции, Германии и Италии были закуплены разного рода методические пособия – таблицы, альбомы с орнаментами и чертежами, рисунки ландшафтов и цветов. Организатор Школы ежегодно выписывал из Академии Художеств лучшие рисунки для воспитания у своих подопечных эстетического начала.

С 4-го года обучения вводилась специализация. Выбравшие своим ремеслом, например, живопись по фарфору и фаянсу, больше учебных часов уделяли копированию цветов, ландшафтов и животных, необходимых тематических атрибутов для росписи. Это касалось и будущих специалистов ткацко-набивного дела. Для специализирующихся по «машинной части» больше часов уделялось рисованию геометрических тел с натуры с построением теней и копированию архитектуры с перспективой, наброски машин и механизмов с натуры и кратковременные наброски с гипсовых статуй. Для сочинения рисунков на основе навыков, получаемых при копировании оригиналов, в 1830-м году был открыт класс «технического рисования», т.е. «проектирования», что отвечало запросам растущего массового производства. Со временем программа по рисунку менялась, но основополагающий принцип: преподавать рисование так, чтобы полученные навыки пригодились на производстве, - сохранялся вплоть до 1917 года.

В первые два десятилетия существования Строгановского училища обозначилась основная цель его учебного рисунка – дать будущему специалисту ряд графических приемов, необходимых в профессиональной деятельности. Основной задачей стало развить с помощью рисунка композиционное и объемно-пространственное мышление.

5678

С рубежа 1860-го вплоть до 1880-го года в училище сохранялись два прежних подхода к рисованию. Разница с предыдущим периодом заключалась в том, что копировальный подход постепенно утрачивал актуальность, уступая место натурному.

За период обучения в 5 лет в первые 3 года преподавалось так называемое «академическое» рисование или как его официально назвали «общее». В программу входили натурные зарисовки цветов, пейзажей, плодов. Указанные объекты также копировались с таблиц. Копированию подлежали рисунки голов человека и отдельных частей тела. На основе полученных в начальный период обучения навыков в рисунке, в последние два года учащиеся изобретали свои композиции, которые использовались в разрядах «рисовальном» и «орнаментальном». В первом разряде специализировались на изготовлении рисунков по ткацкой и набивной частям. Во втором специализация шла по сочинению орнаментов для слесарного, мебельного, лепного, бронзового ремесел, фарфорово-фаянсовой промышленности и литографии.

Задачей натурного подхода к рисованию было глубокое изучение изображаемых объектов. Суть его заключалась тогда в том, что на этой основе становилось возможным создавать новые композиционные графические формы. Методом рисования стало вычленение средств конструктивной дизайн-формы: стилизация, обобщение и комбинаторика.

Период 1885-1895 гг. характерен тем, что в преподавании рисунка обозначился новый подходизобретательский. Если в функцию «общего» рисования ранее входило изучение натуры и сочинение рисунков в учебные часы, выделенные на «техническое» рисование (проектирование), то теперь предлагалось делать эскизы по представлению непосредственно на уроках по рисунку. Осуществлялось это в процессе изучения проволочной модели человека – каркаса. Данное нововведение объясняется привлечением к преподаванию в училище ряда видных архитекторов конца XIX века – Ф.О. Шехтеля, С.У. Соловьева и других, благодаря которым была заложена основа связи Строгановского училища с архитектурным проектированием.

С этого начиналось развитие объемно-пространственного мышления у будущих специалистов. Новый подход обнаружился в обучении основам композиции с целостностью и гармоничной связью с деталью. В 1892 г. Строгановским училищем было выпущено особое печатное «Наставление» по рисунку, в котором предлагалось делать натурные зарисовки цветов, растений, художественных изделий из золота, серебра, железа или дерева. «Наставление»  было заранее методически подготовлено: в 1887 году преподавателем училища академиком Васильевым было опубликовано учебное пособие – «12 образцов для упражнений в рисовании кистью».

Преподаватели рисования в своем большинстве были тесно связаны с производством. Например, К.Т. Манков работал на фарфоровой фабрике Гарднера; А.В. Вишневский был связан с полиграфическим производством; Ф.И. Оленев работал на московских фабриках Овчинникова и Хлебникова, где применялся рельефный орнамент на церковной утвари и других серебряных и золотых изделиях. Вполне естественно, что они знакомили своих учеников с теми рисовальными техниками, которые применялись в практической работе.

Существенные изменения произошли в программе по рисунку на рубеже XIX-XX веков. Во-первых, увеличилось количество часов на рисование по представлению и по памяти. Это явилось углублением изобретательского подхода к рисунку. Во-вторых, обязательным для всех специализаций становилось обучение владению пятью техниками рисования – карандашом, пером, тушью, акварелью и гуашью.

Наметилась дифференциация рисунка на общий и специальный. В начальном периоде, изучая разные техники рисунка, студенты отрабатывали их в соответствующих технологических производственных процессах. Это касалось техники нанесения штриха, работы с пятном, с линией, композиционной грамоты построения изображения в целом. В последние 3 года обучения учащиеся переходили к работе с живой натурой, используя в рисовании те навыки, которые были получены в первом периоде.

В 1908 году в программу по рисунку официально вводилось творческое рисование, рисование с живой натуры и изучение стилей. В творческом рисовании развивались индивидуальные художественные способности исполнения. В изучении стилей учащиеся проникали вглубь творчества минувших столетий, приобретая громадный запас знаний по логике построения и конструированию композиций. В рисовании с живой натуры развивалась способность схватывать предмет моментально и фиксировать его в рисунке.

В преподавании рисунка последних трех лет обучения в училище делался акцент на рисовании фигуры человека. В 1908 г. в программе «академического» рисования были поставлены задачи на быструю фиксацию замысла рисовальщика-проектировщика, что осуществлялось в набросках и кратковременных рисунках. Длительные задания по рисунку были отменены.

Ориентация училища на подготовку «универсального» специалиста высокого уровня обусловила обучение владению пятью техниками рисования – карандашом, тушью, пером, акварелью и гуашью.  Выпускник Строгановской Школы был способен работать в любой области художественной промышленности. Все навыки, получаемые студентами в рисовании, отрабатывались на практике – на фабриках, мануфактурах, в полиграфических издательствах.

9101112

Понимание того, что рисунок становится не только графическим средством проектирования вещи, но и средством быстрой фиксации проектной идеи, образа привело к тому, что в последнее десятилетие (1908-1918) в учебном процессе было увеличено количество часов на наброски и кратковременные рисунки. Данное нововведение использовалось  затем в программе по рисованию во ВХУТЕМАСе и позже, в МВХПА в период 1970-1980-х гг.

Первые 5 лет работы ВХУТЕМАСа (1918-1923) преподавание рисунка как общевузовской дисциплины шло в двух противоположных направлениях. С одной стороны, формировались, в большей степени интуитивно, экспериментально, приемы рисования, которые могли составить основу будущей методики преподавания. С другой, традиции, методы и навыки, широко применявшиеся в училище до рубежа 1917 г., если и учитывались, то слабо и поэтому не смогли повлиять на складывающуюся графическую стилистику.

Н. Ладовский создал во ВХУТЕМАСе пропедевтическую дисциплину «Пространство» и ввел новый – психоаналитический – метод преподавания на Архитектурном факультете. Метод Ладовского лег в основу создающейся концепции преподавания рисунка. В 1923 г. эта концепция под руководством В.Фаворского и П. Павлинова сформировалась и получила практическое применение. Метод преподавания рисования получил название «метод конструктивно-пластического анализа».

В 1923 г. центром разработки новой концепции преподавания рисунка стал Графический факультет. Его преподавателями были В.Фаворский, П.Павлинов, С.Герасимов, П.Митурич, Л.Бруни, Н.Куприянов. В период 1918-1923 гг. «рисунок» как самостоятельная общевузовская дисциплина отсутствовал. Программа основного курса предусматривала следующую последовательность изучения элементов изобразительной формы: масса и конструкция, объем, группа объемов, пространство.

Студентов постепенно, через осознание материальности и конструктивной трехмерности форм, восприятие групп объемов как целого сложного объема подводили к пониманию пространства как цельной синтетической среды. Простейшие задания на соотношение объема и пространства не могли быть только учебным упражнением, они влияли на мировоззрение будущего художника. Для изображения пространства на плоскости применялись различные приемы: перспективное сокращение размеров одномасштабных предметов, закрывание одного предмета другим, определенным образом расположенным относительно луча зрения, «затуманивание» очертаний предмета не вполне прозрачным, влажным или пыльным воздухом и т.д.

В отличие от академического рисунка в том его понимании, какое было принято в Академии Художеств, где большое внимание уделялось построению и выявлению пластики объемной композиции за счет светотени, Павлинов ориентировал ученика не на внешнее визуальное, а на аналитическое восприятие модели. Под руководством В. Фаворского и П. Павлинова студенты от занятия к занятию последовательно прорабатывали темы, входящие в программу. Студентов приучали строить объемную композицию, видеть изображаемый предмет как единое целое, в каждой части модели – определенную геометрическую форму, в конкретном ракурсе и сочлененную с другими элементами.

Разработанная концепция обучения рисунку включала художественное изображение предмета - создание «художественного образа», и техническое рисование - выявление «технического образа» объекта.

Учебный рисунок становился инструментом проектного мышления, поскольку, изучив теорию композиции и получив необходимые практические навыки, студент мог использовать рисунок как средство достижения проектного результата.

В период 1945-1965 гг., когда было официально восстановлено МВХПУ и вуз после своего расформирования в 1930 г. продолжил работу, основополагающим методом обучения рисунку являлся «декоративно-графический». Несмотря на то, что преподаватели кафедры рисунка (Н.П.Христенко, Г.К.Яковлев, В.Е.Егоров, В.И.Козлинский, М.А.Марков и другие) представляли «вхутемасовские» традиции и академические, опора на академические традиции явилась решающей, что было вполне логично, поскольку основным «полем» деятельности выпускников института являлась декоративно-прикладная сфера.

Сохранение творческого наследия  ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа позволило кафедре академического рисунка МВХПА, руководимой с середины 1960-х годов Ф.Ф.Волошко, разработать систему, которая была способна сформулировать у студента проектное графическое мышление.

Ф.Ф.Волошко решил использовать опыт метода объемно-пространственного («конструктивного») анализа формы, предложенный Фаворским и Павлиновым в 20-е годы.

Принципы обучения на первых и последних курсах были различны. На первых предлагалось изучить основы композиционного и конструктивного мышления: осваивался пространственный анализ, сложные пластические формы приводились к простым геометрическим объемам. На старших курсах вначале большее значение придавалось эмоциональности, экспрессии изображения.

В настоящее время кафедра проводит большую научно-методическую, исследовательскую  работу, связанную как с общими, так и с частными проблемами преподавания рисунку.

Кафедра неоднократно участвовала в общесоюзных выставках студенческих рисунков, проводимых научно-методическим составом Академии Художеств СССР, организовала и проводила межвузовские и внутривузовские конференции по рисунку.

На протяжении многих лет кафедрой оказывается методическая помощь вузам художественно-промышленного профиля, художественным училищам и школам в соответствии программ по рисунку, организации передвижных выставок.

Постоянное внимание кафедрой уделяется учебной программе по рисунку, разработанной профессором Волошко Ф.Ф., которая совершенствуется, корректируется на протяжении ряда лет с целью наиболее полного соответствия характеру подготовки художников декоративно-прикладного и промышленного искусства.

В период 2000 – 2010 учебных годов на старших курсах больше внимания стало уделяться работе над графической техникой в мягком материале (сепия, сангина, уголь, соус). Этому методу способствует понимание того факта, что студент после окончания вуза  будет сам составлять композиционно-структурное решение проектируемого изображения, будь то керамика, интерьер, изделие из металла, объект промышленного, средового или графического дизайна. Последние пять общевузовских выставок студенческих  работ, организованных кафедрой, подтвердили правильность выбранного метода. Композиционные приёмы применяемые в заданиях по рисованию фигуры человека в разных ракурсах, с различных линий горизонта, способствуют повышению техники графического мастерства будущих выпускников академии.

Современный состав кафедры  рисунка представлен настоящими профессионалами своего дела. Многие из них постоянно совершенствуют своё мастерство, участвуя в региональных или авторских выставках, разрабатывают и совершенствуют методику кафедры,  проводят выездные практические занятия со студентами.

Программа обучения

 

1 КУРС. ВВОДНЫЙ

В основу курса заложены принципы изучения предметного мира, пространственной среды и основных форм объемно-пространственного рисования.

Объектом изучения являются геометрические предметы, голова, голова человека с плечевым поясом, с использованием законов перспективы, формообразования предмета, конструкции, пластического и анатомического анализа.

2 КУРС.

Основной задачей второго курса, является  изучение фигуры человека: отдельных его частей – конечностей, торса и наконец всей фигуры. Изучаются пластика, ритмическая и механическая зависимость частей и целого, конструктивные и  анатомические связи в фигуре человека.

3 КУРС.

Изучается фигура человека в движении и в ракурсе - анатомические связи форм, их архитектоника, ритм и пластика. Пространственно-анатомическая связь отдельных частей и целого объема в создании пластического образа.

Задания по изучению драпировок раскрывают законы формирования складок на различных поверхностях.

4 КУРС.

Основная задача курса – решение фигуры человека в окружении предметов. Восприятие и познание предметной среды в пространстве.

Парные постановки решают проблемы пластического, ритмического взаимодействия и единства между фигурами и окружающим пространством.

5 КУРС.

Решаются проблемы итогового этапа обучения связанные с проявлением творческих качеств студента и его индивидуальности. Свободное владение графическими средствами. Приближение к созданию художественного образа.

Просмотры 2009-2011г.г.

 1ris_11ris_21ris_3

   1ris_41ris_51ris_6

 

Преподаватели кафедры

 

Сегодня на кафедре "Академический рисунок" работают: 

Губко Андрей Викторович
Член Международного Художественного Фонда
Член Международной Ассоциации Изобразительных Искусств —
АИАП ЮНЕСКО Союза художников России
Член Московского Союза Художников
Кандидат наук; Доцент
Заведующий кафедрой «Академический рисунок»

Бабий Денис Юрьевич
Преподаватель

Безин Александр Владимирович
Преподаватель

Бокова Василина Александровна
Преподаватель

Враныч Вильям Антонович
Профессор

Горелов Михаил Вячеславович
Доцент

Горелышев Дмитрий Юрьевич
Ст. преподаватель

Зенченко Артем Владимирович
Преподаватель

Козловский Юрий Олегович
Преподаватель

Криволапов Андрей Николаевич
Преподаватель

Курдов Георгий Владимирович
Заслуженный художник Российской Федерации
Член Международной Ассоциации Изобразительных Искусств
АИАП ЮНЕСКО
Член Московского Союза Художников
Доцент

Лукшт Игорь Владимирович
Профессор

Мартынова Наталья Сергеевна
Член Творческого Союза Художников России
Профессор 

Михайлов Лев Дмитриевич
Почетный член Российской Академии Художеств
Член Московского Союза Художников
Заслуженный художник Российской Федерации»
Профессор 

Родионов Андрей Егорович
Член Международного Художественного Фонда
Член Международной Ассоциации Изобразительных Искусств-АИАП ЮНЕСКО Союза художников России
Член Творческого Союза Художников России
Профессор 

Рыжкин Александр Николаевич
Член Международной Ассоциации Изобразительных Искусств
АИАП ЮНЕСКО Союза художников России
Доцент

Скворцов Александр Владимирович
Член Международной Ассоциации Изобразительных Искусств
АИАП ЮНЕСКО Союза художников России
Доцент

Сотников Михаил Петрович
Член Международной Ассоциации Изобразительных Искусств
АИАП ЮНЕСКО Союза художников России
Член Международной общественной
организации Художников «Солнечный квадрат»
Доцент

Соколова Наталья Павловна
Член Международной Ассоциации Изобразительных Искусств
АИАП ЮНЕСКО Союза художников России
Доцент

Столяров Олег Викторович
Профессор

Новости и объявления

 

25.04.2017 Кафедре "Академический рисунок" требуются лаборанты на 2017/2018 учебный год - девушки до 19 лет, юноши до 23 лет. Требования: трудолюбие, порядочность, честность пунктуальность и добросовестность. На кафедре лаборантам предоставляется хорошая возможность для подготовки к поступлению.  Вопросы по телефону: 8-906-731-71-02 Галина Игоревна.

 

шаблоны joomla