История

 

В 2015 году наша академия отмечает своё 190-летие.

Сегодня МГХПА — наи­бо­лее мно­го­про­филь­ная худо­же­ствен­ная ака­де­мия — про­во­дит под­го­товку худож­ни­ков по 5 спе­ци­аль­но­стям и 17 спе­ци­а­ли­за­циям: про­ек­ти­ро­ва­нию инте­рье­ров и мебели, раз­ра­ботке деко­ра­тив­ных и мебель­ных тка­ней, гото­вит спе­ци­а­ли­стов в раз­лич­ных обла­стях дизайна, исто­ри­ков и тео­ре­ти­ков искус­ства, худож­ни­ков мону­мен­таль­ной живо­писи и скуль­пто­ров, худож­ни­ков по металлу, кера­мике и стеклу, рестав­ра­то­ров мону­мен­таль­ной живо­писи, мебели и худо­же­ствен­ного металла.

Широ­кий диа­па­зон спе­ци­аль­но­стей поз­во­ляет выпуск­ни­кам вуза рабо­тать прак­ти­че­ски во всех основ­ных сфе­рах худо­же­ствен­ного твор­че­ства, созда­вать всё мно­го­об­ра­зие пред­мет­ного мира, фор­ми­ру­ю­щее среду оби­та­ния чело­века, его труда и отдыха.
За своё суще­ство­ва­ние наша ака­де­мия нако­пила множеcтво инте­рес­ных стра­ниц истории.

his_01.thumb     his_03.thumb     his_04.thumb     his_02.thumb

История МГХПА


1825

Худо­же­ственно-про­мыш­лен­ный уни­вер­си­тет был осно­ван гра­фом С.Г. Стро­га­но­вым в 1825 году в Москве и пер­во­на­чально име­но­вался как «Школа рисо­ва­ния в отно­ше­нии к искус­ствам и ремес­лам». Её созда­ние было вызвано запро­сами оте­че­ствен­ной куль­туры, соци­ально-эко­но­ми­че­ского раз­ви­тия страны того вре­мени, когда тра­ди­ци­он­ные худо­же­ствен­ные ремёсла усту­пали пози­ции насту­па­ю­щему про­мыш­лен­ному про­из­вод­ству. В это время стал необ­хо­дим спе­ци­ально под­го­тов­лен­ный худож­ник, кото­рый был бы свя­зу­ю­щим зве­ном между худо­же­ствен­ными ремес­лами с их тра­ди­ци­он­ной схе­мой пере­дачи твор­че­ского мастер­ства «от отца к сыну» и новыми тре­бо­ва­ни­ями быстро раз­ви­ва­ю­щейся нацио­наль­ной промышленности.
Осно­ва­тель школы С.Г.Стро­га­нов — пред­ста­ви­тель извест­ной фами­лии бога­тей­ших про­мыш­лен­ни­ков, участ­ник Отече­ствен­ной войны 1812 года, побор­ник про­све­ще­ния, с 1835 года — попе­чи­тель Москов­ского учеб­ного округа, высту­пав­ший за раз­ви­тие нацио­наль­ного искусства.
«Цель дан­ного заве­де­ния состоит в том, — писал С.Г.Стро­га­нов, — чтобы моло­дым людям (от 10 до 16 лет), посвя­ща­ю­щим себя раз­ного рода ремёс­лам и мастер­ствам, доста­вить слу­чай при­об­ре­сти искус­ство рисо­ва­ния, без кото­рого ника­кой ремес­лен­ник не в состо­я­нии давать изде­лиям своим воз­мож­ное совер­шен­ство». Важно отме­тить демо­кра­ти­че­ские основы, зало­жен­ные Стро­га­но­вым: обу­че­ние и пита­ние для боль­шин­ства уче­ни­ков были бес­плат­ными, в учи­лище при­ни­ма­лись дети раз­но­чин­цев и кре­пост­ных, а кри­те­рием зачис­ле­ния на учёбу было не при­ви­ле­ги­ро­ван­ное поло­же­ние роди­те­лей, а ода­рен­ность посту­па­ю­щего, его спо­соб­но­сти к рисо­ва­нию, худо­же­ствен­ному творчеству.
Школа была рас­счи­тана на 360 чело­век. На началь­ном этапе суще­ство­ва­ния в школе име­лись три спе­ци­а­ли­за­ции: чер­че­ние, гео­мет­рия, рисо­ва­ние машин; рисо­ва­ние фигур и живот­ных; рисо­ва­ние цве­тов и украшений.
Однако уже в 1830 году появ­ля­ется класс тех­ни­че­ского набив­ного рисунка, а в 1837 году — класс «леп­ле­ния из глины укра­ше­ний и фигур». В 1843 году Стро­га­нов пере­дает школу в веде­ние госу­дар­ства. Её пре­об­ра­зо­вы­вают во Вторую рисо­валь­ную школу. В этот период была зало­жена тра­ди­ция ком­плек­та­ции пре­по­да­ва­тель­ских кад­ров из соб­ствен­ных вос­пи­тан­ни­ков. В 1840–1850-е гг. на педа­го­ги­че­ском поприще в сте­нах школы пре­по­да­вали: М.В.Васи­льев, П.А.Нисе­вин, Ф.И.Яснов­ский. Позд­нее они удо­сто­я­лись зва­ния ака­де­ми­ков Импе­ра­тор­ской Акаде­мии художеств.


1860

В 1860 году учи­лище обье­ди­ня­ется с пер­вой рисо­валь­ной шко­лой в «Стро­га­нов­ское учи­лище тех­ни­че­ского рисо­ва­ния». Утвер­жда­ется Устав нового учи­лища, состо­яв­шего уже из 5 клас­сов, в кото­ром послед­ние два года заня­тий были свя­заны со спе­ци­а­ли­за­цией буду­щих худож­ни­ков по тка­че­ству, набойке и «орна­мен­та­ции». Вводится курс «Крат­кие поня­тия о начале изящ­ного в худо­же­стве» с раз­де­лом исто­рии искус­ства. В этот период при учи­лише откры­ва­ются ткац­кая, набив­ная, леп­ная, живо­пис­ная и лито­гра­фи­че­ская мастер­ские, а несколько позд­нее — ок. 1867 года — кера­ми­че­ская мастерская.
Важное зна­че­ние в быст­ром раз­ви­тии учи­лища имело то обсто­я­тель­ство, что оно осно­вано было в Москве — мно­го­ве­ко­вом исто­рико-куль­тур­ном цeнтpe страны, имев­шем глу­бо­кие нацио­наль­ные худо­же­ствен­ные тра­ди­ции. Педа­гоги и уче­ники Стро­га­нов­ского учи­лища про­во­дили огром­ную работу по изу­че­нию худо­же­ствен­ного насле­дия Древ­ней Руси. Ими были выпол­нены слепки-копии с уни­каль­ного бело­ка­мен­ного декора хра­мов Влади­миро-Суздаль­ских земель XII–XIII веков, копии с баре­лье­фов древ­них ворот Софии Новго­род­ской, копии с древ­ней­ших руко­пи­сей. В общей слож­но­сти в период с 1862–1867гг. было создано около 1000 образ­цов, демон­стри­ро­вав­шихся на выстав­ках в Москве и Петер­бурге; а на выставке этих экс­по­на­тов на Всемир­ной выставке в Париже в 1867 году Стро­га­нов­ское учи­лише полу­чило сереб­ря­ную медаль. В 1870 году учи­лище издает работу «Исто­рия рус­ского орна­мента». В 1864 году в учи­лише осно­вы­ва­ется «Худо­же­ственно-про­мыш­лен­ный музей» (пер­вый мос­ков­ский музей, в кото­ром были пред­став­лены при­клад­ные искус­ства), откры­тый для посе­ще­ния широ­кой пуб­лики в 1868 году.
Авто­ри­тет учи­лища как побор­ника нацио­наль­ного искус­ства был под­твер­ждён «Почёт­ными дипло­мами» за экс­по­зи­ции учи­лища на выстав­ках в Вене в 1873 году и на Всемир­ной выставке в Фила­дель­фии в 1876 году.


1892

В 1892 году учи­лище пере­ез­жает в спе­ци­ально пе­ре­стро­ен­ное под его нужды зда­ние (ул. Рожде­ственка, дом 11 — ныне зда­ние Москов­ского архи­тек­тур­ного инсти­тута). Автор пере­стройки — пре­по­да­ва­тель учи­лища, архи­тек­тор С.У. Соловьев.

his_17.thumb     his_18.thumb     his_19.thumb     his_20.thumb    

Фасады этого зда­ния укра­шают май­о­ли­ко­вые рельефы по эски­зам пре­по­да­ва­теля учи­лища Д.П.Сухова, отра­жа­ю­щие дея­тель­ность худо­же­ственно-про­мыш­лен­ного учеб­ного заведения.
Худо­же­ствен­ные изде­лия Стро­га­нов­ского учи­лища при­вле­кали вни­ма­ние арти­сти­че­ской пуб­лики, о них появ­ля­ются мно­го­чис­лен­ные пуб­ли­ка­ции. Особый успех они имели на меж­ду­на­род­ной выставке в Париже в 1900 году, где за свои работы Стро­га­нов­ское учи­лище полу­чило два Гран-при, три сереб­ря­ных и брон­зо­вую медали (запад­ного зри­теля пора­жала необы­чай­ная, глу­боко нацио­наль­ная трак­товка в при­клад­ном искус­стве cтpoгaнов­цев гос­под­ство­вав­шего тогда стиля модерн). Боль­шой успех сопут­ство­вал Стро­га­нов­скому учи­лищу и на выставке в Турине (1911 год).
Музей учи­лища, посто­янно попол­ня­е­мый новыми поступ­ле­ни­ями (к июлю 1916 года в нем име­лось 10 125 еди­ниц хра­не­ния), широко исполь­зо­вался для учеб­ных целей: здесь уча­щи­еся копи­ро­вали, зари­со­вы­вали худо­же­ствен­ные изде­лия про­шлых эпох.
За период наи­выс­шего pacцвета в Стро­га­нов­ском учи­лище была вос­пи­тана пле­яда талант­ли­вых худож­ни­ков, вошед­ших в исто­рию рус­ского изоб­ра­зи­тель­ного и деко­ра­тивно-при­клад­ного искус­ства. Среди них: скуль­птор Н. А. Андреев — автор памят­ника Н.В.Гоголю в Москве, скуль­птор С.С.Алешин, теат­раль­ный худож­ник В. Е. Егоров — автор сце­но­гра­фии спек­такля «Синяя птица», впо­след­ствии веду­щий худож­ник совет­ского кино; пре­крас­ный педа­гог-мето­дист и уче­ный, автор ряда книг по ком­по­зи­ции А.П.Барыш­ни­ков, Н.Н.Соболев — круп­ней­ший спе­ци­а­лист по рус­скому при­клад­ному искус­ству, напи­сав­ший ряд капи­таль­ных тру­дов: «Стили в мебели», «Русская набойка», «Чугун­ное литье в рус­ской архи­тек­туре», худож­ник-сце­но­граф Ф.Ф.Федо­ров­ский, мно­гие годы быв­ший глав­ным худож­ни­ком Боль­шого театра в Москве.
В числе пре­по­да­ва­те­лей учи­лища пред­ре­во­лю­ци­он­ного деся­ти­ле­тия мно­гие были его выпуск­ни­ками: талант­ли­вые худож­ники и педа­гоги П.П.Пашков, С.И.Вашков, С.И.Ягужин­ский, а также выпуск­ни­ками дру­гих инсти­ту­тов: извест­ные архи­тек­торы С.В.Ноаков­ский, И.В.Жолтов­ский, Л.Н.Кеку­шев, А.М.Рухля­дев, А.В.Щусев, Д.П.Сухов, Ф.Ф.Горно­стаев, Ф.О.Шехтель; живо­писцы: М.В.Врубель, К.А.Коро­вин, П.В.Кузне­цов, К.К.Перву­хин и др.


1918

Стро­га­нов­ское учи­лище пре­об­ра­зо­вано в «Первые Свобод­ные госу­дар­ствен­ные худо­же­ствен­ные мастер­ские», затем в 1920 году, на базе 1-х и 2-х (быв­шее МУЖВЗ) сво­бод­ных гос. худож. мастер­ских был орга­ни­зо­ван ВХУТЕМАС.


1928

ВХУТЕМАС реор­га­ни­зо­ван в Высший худо­же­ственно-тех­ни­че­ский инсти­тут — ВХУТЕИН. 30 мая 1930 года ВХУТЕИН был рефор­ми­ро­ван и на его основе были открыты инсти­туты: Архи­тек­тур­ный, Худо­же­ствен­ный (ныне им.Сури­кова), Поли­гра­фи­че­ский, Текстильный.


1945

В 1945 году Стро­га­нов­ское учи­лище было вос­со­здано под назва­нием «Москов­ское выс­шее худо­же­ственно-про­мыш­лен­ное учи­лише (быв­шее Строгановское)».
В 1952 в МВХПУ (б. Стро­га­нов­ское) откры­ва­ется аспи­ран­тура, обра­зо­ван Диссер­та­ци­он­ный Совет по при­суж­де­нию уче­ных сте­пе­ней кан­ди­дата искусствоведения.
В 1957 году Стро­га­нов­ское учи­лище пере­ез­жает в новое, зани­ма­е­мое и поныне зда­ние (арх. И.В.Жолтов­ский и Г.Г.Лебе­дев) по Воло­ко­лам­скому шоссе 9. Начи­на­ется зна­чи­тель­ное рас­ши­ре­ние списка спе­ци­аль­но­стей и орга­ни­за­ция новых кафедр.

strogan.thumb


1965

Начи­на­ется реор­га­ни­за­ция МВХПУ (б.Стро­га­нов­ское). В Училище появ­ля­ются три факуль­тета: Промыш­лен­ное искус­ство, Инте­рьер и обо­ру­до­ва­ние, Мону­мен­тально-деко­ра­тив­ное и при­клад­ное искусство.
В 1970 году МВХПУ ста­но­вится голов­ным вузом среди ана­ло­гич­ных выс­ших учеб­ных заве­де­ний страны: учеб­ные про­граммы, раз­ра­бо­тан­ные в учи­лише как типо­вые, при­ме­ня­ются в дру­гих вузах.


1992

Училище пере­име­но­вано в «Москов­ский худо­же­ственно-про­мыш­лен­ный инсти­тут им. С.Г.Строганова».


1996

Инсти­тут пере­име­но­вы­ва­ется в «Москов­ский госу­дар­ствен­ный худо­же­ственно-про­мыш­лен­ный уни­вер­си­тет имени С. Г. Стро­га­нова». Открыт совет по защите док­тор­ских дис­сер­та­ций и док­то­ран­тура. В 1999 году вво­дится спе­ци­аль­ность «рестав­ра­ция» как новая форма под­го­товки — в виде бака­лаври­ата и магистратуры.


2005

К 180-летию уни­вер­си­тета в раз­лич­ных выста­воч­ных залах Москвы и обла­сти про­шла серия выста­вок, среди экс­по­на­тов кото­рых были пред­став­лены работы сту­ден­тов и выпуск­ни­ков по всем спе­ци­аль­но­стям. Факуль­тет Промыш­лен­ного искус­ства периме­но­ван в факуль­тет «Дизайн».

 

В насто­я­щее время Москов­ская госу­дар­ствен­ная худо­же­ственно-про­мыш­лен­ная академия им. С.Г.Стро­га­нова пред­став­ляет собой хорошо орга­ни­зо­ван­ное учеб­ное заве­де­ние, струк­тура кото­рого отве­чает всем тре­бо­ва­ниям обес­пе­че­ния высо­кого про­фес­сио­наль­ного уровня под­го­товки дизай­не­ров, худож­ни­ков деко­ра­тивно-при­клад­ного и мону­мен­таль­ного искус­ства. Лекци­он­ные курсы и семи­нар­ские заня­тия обще­а­ка­де­ми­че­ских кафедр допол­ня­ются основ­ной твор­че­ской под­го­тов­кой, кото­рая про­во­дится про­фи­ли­ру­ю­шими кафед­рами. Глав­ное вни­ма­ние уде­ля­ется прак­ти­че­ской, твор­че­ской работе в мно­го­чис­лен­ных ауди­то­риях и мастерских.

his_09.thumb     his_13.thumb     his_14.thumb     his_08.thumb

Строгановка на карте Москвы

Пожалуй первым исследованием посвященным истории Строгановского училища была книга педагога и историка Андрея Федоровича Гартвига «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам, учрежденная в 1825 г. графом С.Г. Строгановым: ее возникновение и развитие до 1860 г.». Ссылаясь на опубликованные графом С.Г. Строгановым документы, Гартвиг называет первый адрес Школы рисования — дом князя С.Н. Салтыкова на Мясницкой под № 256. Там же размещена фотография дома, имеющего ныне адрес Мясницкая ул., д. 43 и известного как дом А.И. Лобанова-Ростовского или дом Липгарт. Гартвиг пишет: «Надпись, находящаяся в настоящее время на доме фирмы „Эмиль Липгарт и К“ на Мясницкой… до сих пор сохранила фамилию Бутенопов; это тот самый дом, который в 1825 г. принадлежал князю С.Н. Салтыкову». Здесь для подтверждения своих слов Гартвиг дает сноску на Архив Строгановского училища, д. № 54, 1898 г.

Однако из истории дома 43 известно, что Салтыковым он никогда не принадлежал. Более того, согласно справочнику «Указатель жилищ и зданий в Москве или Адресная книга. — М., 1826» в интересующее нас время этот дом имел адрес Сретенская часть, № 640 по Мясницкой улице и принадлежал князю А.И. Лобанову-Ростовскому.

В том же справочнике 1826 г. сказано, что Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам находится в Мясницкой (а не Сретенской) части № 256, что совпадает с документом, составленным графом Строгановым. Стало очевидно, что дом на Мясницкой, 43 не был первым адресом школы, но как установить ее подлинное первоначальное местоположение?

Современная нумерация домов, берущая свои истоки из полицейской нумерации второй половины ХIХ века, значительно отличается от той, которая существовала в 1825 году. «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи» 1785 года впервые признала город, как юридическую единицу. Грамота обязывала городовые магистраты составить книгу с описанием домов, строений, мест и земель «под номерами». С этого момента, обозначение городскими номерами всех городских земельных участков, включая пустыри, стало обязательным правилом. Это были не номера домов, а номера земельных участков, известные в специальной литературе как крепостные или окладные. Именно такой номер и указан в объявлении графа Строганова. Номера у землевладений неоднократно менялись вплоть до середины XIX в., и это обстоятельство усложняет поиск интересующего нас дома.

Проще всего было бы выяснить истинное местоположение школы по плану Москвы с указанием землевладений. Но такого плана, относящегося к 1820-м годам, обнаружить в архивах и библиотеках не удалось. Известны планы 1817 г., 1850 г. и более поздние. Все они, как удалось позже установить, относятся к тем периодам, когда нумерация владений отличалась от принятой в 1825 г.

Из справочника 1826 г. известно, что на Мясницкой было два владения связанных с именем Н.И. Салтыкова, отца Сергея Николаевича, это владения 255 и 256. (Николай Иванович Салтыков умер в 1816 г., так что в 1825–26 гг. владения уже принадлежали его наследникам). Из многих источников, посвященных истории Мясницкой улицы, удалось установить, что эти владения сегодня имеют адрес д. 13 и 15. Но какое именно владение соответствует тому или иному современному номеру? Нумерация домовладений не имела сквозного порядка и разделения на четные и нечетные номера по сторонам улицы, эти свойства позднее были присущи полицейским номерам домов.

В статье «Памятные места Мясницкой улицы», опубликованной в журнале «Наука и жизнь», № 3, 2000 г., москвовед В.В. Сорокин без ссылок на документы утверждает, что Школа рисования, основанная графом С.Г. Строгановым была открыта на Мясницкой, 13. Там же сказано, что в доме 13 помимо Школы рисования с 1820-х гг. находился пансион благородных девиц мадам Воше и контора дилижансов. Не слишком ли много для одного здания? Не в доме ли 15 располагалась школа? Тем более, что из справочника 1826 г. известно —контора дилижансов располагалась на Мясницкой ул. в доме князя Н.И. Салтыкова под № 255. Следовательно, Сорокин заблуждается — Школа рисования и Контора дилижансов находились в разных владениях. Осталось выяснить, какое именно заведение находилось в каком доме (в современной нумерации).

Хранящиеся в Главархиве г. Москвы дела домов №№ 13 и 15 по Мясницкой улице должны пролить свет на эту загадку. Самый ранний документ из дела дома 13 относится к 1840 г., это как раз тот период, когда еще сохранялась нумерация домовладений введенная в 1818 г. К сожалению, документ оказался позднейшей копией, относящейся к 1850–60-м годам. И номер дома в копии был указан позднейший — 180/196.

Разобраться в этом вопросе помогло дело дома 15. Оказалось, что участок на котором ныне расположен дом, в 1823 г. имел № 255 (ранее, в 1802 г. — № 278). Следовательно соседнее домовладение (нынешние дома 13) имело № 256. Там же, в архивном деле дома 15 на плане 1811 г. указано, что расположенное слева от него владение принадлежит князю Салтыкову и имеет № 279. А на «Плане Столичнаго города Москвы с показанием прожектов площадям и улицам существующим и вновь предполагаемым» 1817-го года участок нынешних домов 13 имеет так же № 279. Этот факт позволил развеять последние сомнения — теперь можно с абсолютной уверенностью утверждать, что Школа рисования была открыта на Мясницкой улице в сохранившемся до наших дней доме № 13, стр. 4. Пришла пора вешать мемориальную доску.

01Дом князя С.Н. Салтыкова на Мясницкой улице, в котором 31 октября 1825 г. была открыта Школа рисования графа С.Г. Строганова. Фото 1882 г. ИЗО РГБ

Сейчас это здание находится в собственности города Москвы. У города его арендует компания ВГТРК. Здание имеет статус «выявленного объекта культурного наследия». Возможно, новые факты из биографии дома помогут, наконец, придать ему статус охраняемого памятника.

Для наглядности покажу, как менялись номера соседствующих землевладений Салтыковых на Мясницкой с течением времени. Таблица составлена на основе имеющихся планов Москвы и Адресных справочников. Даты не обязательно означают момент, когда тот или иной номер был присвоен, скорее это время на которое имеется информация об изменении нумерации участков.

 

Мясницкая, д. 13

Мясницкая, д. 15

1793

297

295

1802

279

278

1818

256

255

1850

180/196

181/197

 

Что же было дальше? В справочнике 1839 г. сказано, что Рисовальная школа, учрежденная на иждивение графа С.Г. Строганова находится уже в Сретенской части, 5-ом квартале на Мясницкой в доме Бутенопов (механики братья Бутеноп, датчане по происхождению, приобрели эту усадьбу в 1836 г.). То есть Школа находится уже в бывшем доме Лобанова-Ростовского, расположенном по адресу Мясницкая, 43. В этом доме она просуществовала до 1860 г. (2)

02Дом А.И. Лобанова-Ростовского, в котором Школа рисования находилась до 1860 г. Мясницкая ул., д. 43.

Поскольку документов относящихся к раннему периоду существования школы Строганова практически не сохранилось, навряд ли удастся выяснить в каком году между 1827 и 1838 Школа сменила место расположения. Вероятно, это произошло после смерти Сергея Николаевича Салтыкова, последовавшей в 1828 г.

В 1843 г. граф Строганов передал Школу в ведение государства. Строгановской школе было присвоено наименование «Вторая рисо-валь¬ная школа» (Первой рисовальной школой называлось Мещанское рисовальное отделение).
В справочнике 1851 г. отмечено, что Рисовальная школа графа С.Г. Строганова и при ней рисовальный класс по-прежнему расположены в доме Бутеноп. В справочниках с 1854 г. по 1860 г. указано, что Московские рисовальные школы расположены на Мясницкой (в доме Бутеноп) и на Малой Дмитровке. На Малой Дмитровке в доме № 12 находилась Первая рисовальная школа.

В 1860 г. Первая и Вторая рисовальные школы были объединены под названием «Строгановское училище технического рисования». Училище переезжает в здание, расположенное в Путинковском переулке близ Страстного монастыря. Этот дом известен как дом М.И. Римской-Корсаковой или дом Фамусова. Переезд Училища на новое место подтверждается справочником 1861 г., в оглавлении которого указано «Рисовальное Строгановское училище у Страстного монастыря». В этом доме Училище располагалось до переезда на Рождественку в 1892 г. (3)

03Дом М.И. Римской-Корсаковой, в котором Строгановское училище находилось с 1860 г. по 1892 г. Большой Путинковский пер., д. 3. Фото 1900-10 гг. ИЗО РГБ

В 1864 г. было утверждено положение о «Художественно-промышленном музеуме» при Строгановском училище. Распоряжением императора Александра II была объявлена подписка на пожертвования для устройства музея, и тогда же отведено место со всеми строениями на Мясницкой улице, где музею предстояло разместиться. Разместился Художественно-промышленный музеум в здании Ассигнационного банка, бывшей усадьбе Строгановых-Шуваловых, принадлежавшей в то время Министерству финансов (ул. Мясницкая, д. 24). Любопытно, что ранее, с 1752 по 1760 год она принадлежала Строгановым. (4)

04Фасад и план землевладения на Мясницкой ул., д. 24, отведенного в 1864 г. для устройства художественно-промышленного музеума. ЦХНТДМ

В 1874–75 годах для музея было построено новое здание, которое сейчас имеет адрес Мясницкая улица, 24/7, стр. 2 (архитектор Август Вебер). Музей поместили на первом этаже, с фасадом на улицу. В 1880–83 годах на этом же участке было построено еще несколько корпусов, образующих целый комплекс доходных домов Строгановского училища. (5)

05Здание Строгановского училища на Мясницкой ул., д. 24, где размещался Музей и младшие классы. Фото 1915 г.

В июле 1890 г. было утверждено решение Государственного совета о «приспособлении старых клиник Императорского Московского университета под помещение Строгановского Центрального училища технического рисования с Художественно-промышленным Музеем». Как следствие в 1892 г. Училище и музей переехали в дом на Рождественке, 11 (бывший особняк И.И. Воронцова, затем Медико-хирургическая академия и Университетские клиники, сейчас здесь расположен МАРХИ). (6)

06Здание Строгановского училища на Рождественке, д. 11. Фото 1903-1905 гг.

В 1903 году на первом этаже левого флигеля здания на Рождественке появилась лавка с вывеской под двуглавым орлом, гласившая: «Выставка работ Императорского Строгановского училища». Сегодня здесь расположена широко известная «Книжная лавка архитектора», а от двуглавого орла с распростертыми крылами остался лишь неясный след утраченной глазури в виде перевернутого треугольника. (7)

07Выставка и магазин Строгановского училища. Фото 1907 г. Архив С.Г.Величко

В том же 1903 году на Мясницкой, ближе к Банковскому переулку было решено построить новый доходный дом (Мясницкая улица, 24/1). В 1906 году строительство было закончено. По проекту архитектора Ф.О. Шехтеля (преподававшего в Строгановке с 1896 г.) был возведен огромный дом-квартал с внутренним корпусом. (8)

08Доходный дом Строгановского училища. Фото 1907 г.

К 1914 году вторая крупная перестройка дома на Рождественке — на месте старых зданий мастерских был построен новый корпус, получивший наименование Кузнецовский, по имени архитектора А.В. Кузнецова. Александр Васильевич доработал проект А.А. Галецкого, занимавшего с 1907 г. должность архитектора училища. Новый корпус был построен специально для размещения мастерских, поэтому все помещения в нем созданы не только с учетом специфики учебного процесса, но и приспособлены под производственные нужды — просторные, высокие залы с панорамным остеклением и проработанным функциональным зонированием. Это было одно из первых железобетонных зданий в Москве. Грянувшая мировая война меняет мирный строй жизни Училища и только отстроенный новый корпус мастерских был предоставлен под лазарет для раненых воинов. (9)

09Кузнецовский корпус Строгановского училища (Госпиталь Московского Городского кредитного общества). Фото 1914-17 гг. Музей МАРХИ

После революции 1917 года система художественного образования в России, как и многое другое, была реорганизована. В городах создавали новые заведения – свободные государственные художественные мастерские (СГХМ). В отличие от академических методов обучения, здесь пропагандировалась идея организации индивидуальных мастерских: студенты вправе были учиться в мастерской того руководителя, которого они выбрали или вовсе без руководителя. На основе Строгановского училища были созданы Первые СГХМ. Вторыми СГХМ стало Училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1920 году первые и вторые СГХМ были объединены в Высшие художественно-технические мастерские — ВХУТЕМАС. Таким образом, в биографии Строгановки появился еще один адрес — Мясницкая, 21 — бывший дом И.И. Юшкова в котором с 1844 г. размещалось МУЖВЗ, а с 1920 г. художественные факультеты ВХУТЕМАСа. (10)

10Высшие художественно-технические мастерские. Мясницкая ул., 21. Фото 1920-х гг.

В 1927 году — еще одна реорганизация, в результате которой ВХУТЕМАС был переименован во ВХУТЕИН — высший художественно-технический институт. Прошло немного лет и уже в 1930 году ВХУТЕИН был расформирован, факультеты распределены по различным ведомствам и институтам.

В 1945 году Строгановское училище воссоздано под названием Московское центральное художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). Разместилось Училище в типовом здании средней школы на Большой Спасской улице, д. 15. Здесь в войну размещался эвакогоспиталь № 3406, а в наши дни Департамент образования г. Москвы. (11)

11Здание Московского центрального художественно-промышленного училища (б. Строгановского). Ул. Большая Спасская, 15. Фото 1945 г. Музей МГХПА им. С.Г.Строганова

В 1958 году Строгановское училище переезжает в новое, специально построенное здание (арх. И.В. Жолтовский и Г.Г. Лебедев) на Волоколамском шоссе, д. 9 в котором находится и по сей день. Здание имеет необычные архитектурные формы — классический особняк на трехэтажном подклете, в шутку говорили о нем. Новое здание было существенно больше и удобнее старой школы на Спасской. (12)

12Здание Московского высшего художественно-промышленного училища. Волоколамское шоссе, 9. Фото 1956-58 гг.

В 1976 году на Волоколамском шоссе, позади здания 1958 года постройки, начинается строительство нового корпуса. Однако первые студенты вошли в него только в 1992 году. Из-за долгостроя и несогласованности строительной и инженерно-коммуникационной документации, здание приобрело причудливые, стилистически разнородные строительные формы и замысловатые архитектурные детали. (13)

13Новый корпус Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. Фото 2015 г.

За свою стодевяностолетнюю историю Строгановка сменила не мало адресов на карте столицы. Так уж исторически сложилось, что особенно много их на Мясницкой улице. Но где бы не располагались учебные классы и мастерские Строгановской школы неизменным оставалось главное — универсальное художественное образование. Здесь всегда учили все делать своими руками и овладевать большим количеством смежных профессий и технологий, находить новые художественные решения, нередко сочетая различные виды искусства. Благодаря такому подходу выпускникам Строгановки проще понять, что происходит в смежных специальностях, и привносить в профессию новые приемы со стороны. Сегодня, как и пятьдесят и сто лет назад, в Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова сосредоточены все возможные виды промышленного, монументального, декоративного искусства и искусства реставрации.

Алексей Владимирович Сазиков, кандидат искусствоведения,
ведущий специалист отдела инноваций и издательских проектов
МГХПА им. С.Г. Строганова

шаблоны joomla